Урок опк христианская семья презентацией. О семейных ценностях на уроках опк. Что означает венец над молодоженами

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

а) образовательные: сформировать у учащихся представление о христианской семье.
б) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
в) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения, взаимное уважение друг к другу.

Ход урока

I. Оргмомент.

«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

II. Актуализация опорных знаний.

– Кто на свете для ребёнка
Всех мудрее и добрее?
Руки чьи всегда в работе?
Седина в чьих волосах?
Кто, забыв дела, заботы,
Приходила к нам на днях? (Бабушка)

– Кто в очках сидит с газетой,
Всё читает: то и это?
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку?
Домино кто обожает?
А политиков ругает?
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь? (Дедушка)

Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (Папа)

– Кто всегда с утра пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьёт?
Кто в окно рукой помашет?
Кто от радости поёт?
В парикмахерскую мчится
Этот кто-то иногда.

А в родных глазах лучится
Нежность и любовь всегда. (Мама)

Любят маму, любят папу,
Любят бабушку и деда.
Говорят про всё на свете.
Кто же это? Это… (Дети)

– Каким одним словом можно объединить всех о ком говорится в загадке? (Семья)

– Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя : тяжесть, тягота).

– Трудно остаться в браке с человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье? Конечно, трудно. Поэтому прежде чем принять решение о браке надо взвесить меру своей любви. – Если ты думаешь, что ты любим, приди в семью избранного тобой человека и посмотри, как он (она) относится к своим родителям, к бабушке и деду, к младшим ребятишкам. Если в этом доме шпыняют бабушку, отшвыривают малышей, ни во что ставят просьбы немощных членов семьи – не бери из такого дома ни невесту, ни жениха. – Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

– Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа. В одной из заповедей говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен ты будешь на земле».

– Что значит благо тебе будет? (будет хорошо) (Слайд 16)

– Каково главное условие долголетия? (уважение родителей)

– Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

– Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи.Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,– близких и родных людей

(заполнение строки: «Уважение родителей, старших членов семьи»).

– Детей любить тоже непросто. Вы сами знаете, какими несносными вы бываете. И все же рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом. (Слайд 17)

– В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица?

(Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть).

– Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом.

(заполнение строки: « Дети, радость»).

Задание по вариантам.

– Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).

1 вариант

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.
Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,
Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!
Если крутятся колеса, то не стоит горевать,
Если трудная работа, нужно дружно напевать,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

– В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети.

(заполнение строки: «Труд каждого»; «Общее дело».)

2 вариант

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.
Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:
– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:
– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.
Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?

– Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате.

(заполнение строки: «Братская любовь», «Нравственный долг».)

– Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их вслух. Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой.

– Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, соблюдались семейные традиции. Что такое семейные традиции? (Слайд 18,19)

– В жизни православной Церкви есть свой календарь. И когда вся семья вместе празднует Пасху и Рождество Христово, конечно, в такие дни люди становятся ближе и дороже друг другу.

– Какие традиции и праздники есть в вашей семье? (Слайд 20)

(заполнение строки «Традиции и праздники»)

– Ребята, посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы семья была счастлива, дружна, крепка.

– Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Давайте познакомимся с «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию. (Слайд 21)

(У учащихся на партах полоски на которых записаны правила. Зачитывают правила по очереди).

  1. Ставь интересы других людей выше собственных.
  2. Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.
  3. Уважая других людей, уважай себя.
  4. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
  5. Умей прощать и не будь обидчив.
  6. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
  7. Проявляй чуткость.
  8. Будь свободен от лжи и обмана.
  9. Стремись всё делать как можно лучше.
  10. Воспринимай людей как равных себе.

V. Итог урока.

– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?

– Как вы думаете, какие особенности присущи христианской семье?

– Я прошу вас построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по кругу).

– А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!

– Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла. (Слайд 22, 23)

Домашнее задание (по выбору):

1. – Отгадайте кроссворд:

По вертикали: 1. Имя, которое получила Феврония в монашестве. 2. Город, где жили и были прославлены святые Пётр и Феврония.

По горизонтали: 3. Имя муромской крестьянки, ставшей супругой князя и прославленной Церковью. 4. Имя князя, супруга Февронии. 5. Имя, полученное князем Петром в монашестве.

2. – Напишите мини-сочинение на тему: «Традиции моей семьи».

3.– Составьте вместе с родителями ваше генеалогическое древо.

Тема урока: «Увенчанные венцами. Христианская семья. Романовы».

Проценко Наталья Владимировна

МОУ СОШ №9

учитель начальных классов

Задачи урока: на примере царской семьи Романовых показать учащимся каковы главные ценности жизни христианской семьи, отношения между детьми и родителями в семье, воспитание у учащихся чувства долга и уважения к родителям, пожилым людям в семье.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, фломастеры, полоски белой бумаги; вырезанные детали для сбора домика. На доске: иллюстрации с иконы «Царственные страстотерпцы», мини стенгазеты о своей семье, выпущенные учащимися.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают о семейных традициях и обычаях своей семьи, показывая выполненные мини стенгазеты.

Стенгазеты вывешиваются на доске. Учитель и ребята высказывают своё мнение о них, называют лучшие работы и рассказы.

    Объяснение нового материала.

Учитель. Ребята, очень интересно было слушать ваши выступления, много интересного мы смогли узнать нового о жизни ваших семей, что особенно важно, т.к. 2008 год объявлен в нашей стране Годом семьи.

Первые уроки добра и любви мы получаем в родном доме, в кругу своей семьи. И наверное, часто ваши родители берут пример со своих родителей, принимая от них все самое лучшее, хорошее.

И вот сегодня, я тоже хочу вам рассказать о такой семье, с которой нам всем необходимо брать пример. Давайте откроем наши учебники на странице 138 и прочитаем тему сегодняшнего урока: «Увенчанные венцами. Христианская семья. Романовы».

Я предлагаю вам на примере царской семьи Романовых – одной из самых почитаемых христианских семей, определить какие же главные ценности жизни должны быть в семье, какими хотелось бы видеть отношения между детьми и родителями, о долге и уважении к родителям, пожилым членам семьи.

Поработаем со статьёй учебника. Будем читать отрывок из статьи, начиная со страницы 139.

Учитель. Посмотрите на фотографию, где изображены царственные дети. Кто может назвать, как зовут детей Романовых?

Сколько детей было у Государя Николая II и Государыни Александры Федоровны?

Ребята, поднимите руки у кого в семье больше двух детей, а кто в семье один ребенок.

Вот видите, как сейчас мало детей в семьях, а раньше почти все семьи были многодетными. Старшие заботились о младших, устраивали спектакли, читали книги по ролям, играли. И всем было весело и хорошо.

В этой христианской семье любовь к ближнему определяла отношения между отцом, матерью, сестрами и братом. Послушание детей выражала их безграничную любовь и почитание родителей. Воля родителей была законом. Прочитаем одно доказательство этому.(чтение статьи – стр 140)

Давайте остановимся на этом. И поговорим о нашем отношении к родителям. Не было ли у вас такого случая, когда вам было стыдно за свои поступки, или наоборот, вы поступили достойно по отношению к своим родителям (беседа).

Ребята, у вас на парте лежат вырезанные из бумаги плоды. Подпишите, каждый на своей картинке обещание, которое вы бы хотели дать своим родителям, а может быть просто какие-нибудь добрые слова.

Учитель. В 1917 году в России произошла революция. Николай II отрёкся от престола, и вся царская семья была арестована, и содержалась под стражей, терпя издевательства мучителей. Почти все друзья покинули их. Но, как и в дни своего величия, они проявляли мужество, терпение, смирение и любовь.

И дети, и родители понимали, что смерть стоит рядом. Но они хорошо знали, что если в доме горе, то оно сближает домочадцев. Оно делает всех более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. В память о мученической смерти царской семьи Православная церковь причислила их к лику святых.

И вот как раз на иллюстрации, сделанной с иконы «Царственные страстотерпцы», т.е. христиане, претерпевшие невинные страдания и насильственную смерть, вы и видите Царскую семью. На следующем уроке мы продолжим обсуждать тему «Увенчанные венцами». Поговорим и о данной иконе, о почитании детьми родителей, прочитаем стихотворение Бахтеева «Молитва», проведём его разбор.

4.Закрепление изученного материала.

Учитель .А теперь давайте закрепим с вами то, что только что узнали. Только сделаем это не совсем обычно, а станем на время строителями. И построим свой дом на основе тех добродетелях, с которыми мы познакомились, говоря о царской семье.

Перед вами лежат как бы строительные блоки, работаем в парах, напишите на блоке какие добродетели были в семье Романовых на первом месте.

В основе семьи должно быть всегда уважение, ко всем членам семьи, как её фундамент, а крыша, т.е. то, что покрывает, охраняет – это конечно любовь.

Учитель.

Посмотрите, дом всегда у нас окружает забор. Для чего он служит? (Ответы детей)

Правильно, охраняет наш дом от плохого, что есть в окружающей среде. Построим забор. А вот и дерево в нашем дворе, но почему то, без плодов. Давайте посадим добрые плоды на это дерево, которые вы делали в начале урока. (Вешают каждый свой плод).

Чего не хватает на нашей картинке? Правильно калитки. А как вы думаете, мы будем закрытой калитку держать, или откроем её? (Ответы детей)

Конечно, мы повесим калитку и будем держать её открытой, чтобы все наши добродетели были доступны всем, т.к. хорошая семья-это гостеприимная и милосердная семья. А теперь, у вас на партах остались детали, которые вы сами попробуйте распределить. Ведь мы строители и после себя оставляем чистоту и красоту. (Ребята вывешивают оставшиеся детали).

    Итог.

Понравился вам урок, что полезного мы узнали сегодня?

Запись домашнего задания.

Учитель. Я благодарю вас за активное участие на уроке и думаю, что придя домой, вы обязательно поделитесь полученными знаниями с вашими родителями, чтобы в вашей семье был всегда мир и покой.

Литература:

    Шмелёв И. С. Рассказы

    Алексеев С. «Зримая истина» Книга о православной иконе для семьи и школы.

    Соколов А. библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома, М.,1999.

    Табенкин А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе.

В одном городе в маленькой квартирке жили муж и жена. Хорошо жили. Но чего - то им не хватало для полного счастья. И решили они построить свой дом. Давайте поможем им это сделать.

Выберите из пословиц ключевые слова, объясните свой выбор. Это будут кирпичики для нового дома.

Дерево держится корнями, а человек семьёй. (Семья)

В дружной семье и в холод тепло. (Дружба)

В семье, где нет согласия, добра не бывает. (Согласие)

В семье любовь да совет, так и нужды нет. (Любовь)

В мире жить - с миром жить. (Мир)

Постройте из этих слов – кирпичиков свой дом и объясните свой выбор.

Семья – это основа, фундамент нашего дома. Дружба и согласие – стены. Любовь – крыша. Мир – окно, именно через него мы можем увидеть, что происходит вокруг.

В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол. (Козьма Прутков)

Дом готов, тепло и чисто в нём, а полного счастья всё нет.

Выберите пословицу – совет для наших героев. Что принесёт им полное счастье в жизни?

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья начинается с детей. (Герцен А. И.)

Молодые мама с папой!

Год назад стал дом богатый:

Народилося дитя,

Счастье в дом к вам принеся.

Это счастье вас сплотило,

Чувства вам обогатило,

В новый мир открыло дверь -

Полноценный дом теперь.

Настоящая семья:

Мама, папа и дитя -

Дитятко родное,

Солнце золотое!

Милое создание

Вам на любованье,

Радость ваша - навсегда,

Год прошел, а там и два...

Пусть и десять пронесется -

Радость ваша не прервется.

Будет только умножаться,

Если очень постараться!

Что заложите в дитя,

То и двадцать лет спустя

Вы получите в достатке.

Дай вам Боже жизни гладкой!

Итак, что же такое семья? А что понимается под этим словом в православном мире? Найдите и прочитайте это объяснение в учебнике (стр. 86).

«Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нём радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо»

Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресенье,

И за окошком – не солнце,

А вьюга,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

Когда образуется семья? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос.

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

(с.86 - 87)

Какое торжество происходит, когда мужчина и женщина решают создать семью?

А как называется вступление в брак в православии?

Что возлагают на голову жениху и невесте?

Что такое венец в понимании христиан?

Что символизируют собой кольцо и венец?

Объясните смысл выражения «носите бремена друг друга»?

«Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе» (с. 86) Подберите к этим словам поговорку и объясните свой выбор.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Что значит эта запись?

СЕМЬЯ = СЕМЬ «Я» = Я + Я +Я + Я + Я + Я +Я

Семья – это отец, мать и много детей.

Ходят папы под окнами,

Маются,

Ходят папы,

Ужасно волнуются,

Ни с того ни с сего

Обнимаются,

Ни с того ни с сего

Вдруг целуются.

То становятся сразу

Слезливыми

И носы утирают

Платочками…

А за окнами

Мамы счастливые

На руках с сыновьями

И дочками.

Светит солнышко

Ласково-ласково,

У крылечка мы с папой

С коляскою,

Я готов во всё горло кричать:

– Мы братишку пришли получать!

У кого есть младшие братишки или сестрёнки?

Кто может рассказать о чувствах, которые пережили вы и ваши родные, когда узнали, что родился маленький малыш?

«Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом»

(с. 87) Объясните эту фразу.

Родители стремятся передать детям свои знания, свою веру. Что ещё объединяет семью, кроме рождения детей? (с. 87) (Традиции)

Воскресенье - вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Что любит делать семья из стихотворения?

Можно ли отнести воскресное чаепитие к семейным традициям?

Какие традиции соблюдаются в ваших семьях?

Послушайте историю из Библии о Ное и его сыне Хаме.

Какое поведение называют хамским?

Что значит быть тактичным? (с. 87)

Незримо следуют родители за нами,

И в радости, и в час, когда пришла беда,

Они стремятся оградить нас от печалей,

Но мы, увы, их понимаем не всегда.

Вы нас простите,

Милые, родные,

У нас ведь, кроме вас,

Дороже нет людей.

Как говорится,

Дети - радость жизни,

А вы для нас - опора в ней.

  • Учитель начальных классов
  • МБОУ СОШ № 5
  • ст. Калниболотская
  • Новопокровский район
  • Шумская Евгения Николаевна
СЕМЬЯ или семь «Я»? Для чего люди создают семью? - Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях «Это моя защита и опора в старости»? - Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить? «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». СЕМЬЯ всю жизнь другого человека мужа и жены сделать своей любовь всю свою жизнь родителей и детей отдать другому Библейская история
  • У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя - вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться.
На что и клад – коли в семье лад. Дом вести – не бородой трясти. Когда семья вместе – так и душа на месте. В семье – и каша гуще. Один в поле – не воин. Семья в куче – не страшна и туча. Сироту пристроить, что храм построить. Что может быть семьи дороже?
  • Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле
  • Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно!
  • Семейные традиции -
  • общие события и праздники
  • День рождения
  • Пасха
  • Новый Год
  • Рождество Христово
  • Масленица
  • Юбилей
  • День свадьбы
Семья -
  • Это близкие и родные люди.
  • Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
  • Это те люди, о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
  • Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!

Методическая разработка урока

Ф.И.О. педагога : Демьяненко Алла Ивановна

Модуль: Основы православной культуры

Класс : 4 класс

Тема : Христианская семья

Тип урока : по основной дидактической цели: изучение нового материала

по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Цель : формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;

Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;

Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Оборудование: учебное пособие А.В.Кураева «Основы православных культур», толковые словари, сердечки разного цвета, карточки для работы с пословицами

Этапы урока. Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

Организационные формы

Действия учителя

Действия ученика

I.Организационный момент

Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

Психологический настрой на урок, коррекция настроения

Индивидуальная

Здравствуйте, ребята!

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.

И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца.

Учащиеся выполняют команды

Снимаю с доски по одному сердечку разного цвета и в зависимости от цвета дети занимают места в группах.

II. Мотивация к учебной деятельности

Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.

III. Сообщение темы урока. Формулировка целей

Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Понимание учащимися практической значимости изучаемого материал

Фронтальная

Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы - одна… (Семья)

Сегодня мы поговорим о таком понятии как «семья», что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».

Итак, тема нашего урока «Христианская семья».

Дети называют отгадку.

IV.Актуализация имеющихся знаний по теме.

Цель: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.

Актуализация знаний, способов действий, необходимых для дальнейшей работы.

Умение работать в группе, организовывать сотрудничество.

Умение находить правильное решение.

Групповая

Мы в начале урока улыбнулись друг другу. А посмотрите в окошко и вы увидите, как удивительно ласково и нежно улыбается всем нам солнышко! Давайте улыбнемся и мы ему в ответ!

Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. - А что такое в вашем понимании семья? - Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

Высказывания детей

Работа со словарем.

Цель: совершенствование навыков со справочной литературой.

Повысить у обучаемых внимание к слову, оттенкам его значения

Групповая

Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение слова «семья».

Итак, семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное - они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

Давайте узнаем, а как появилось слово «семья»

Учащиеся работают со словарями Ожегова С.И.и Ушакова Д.Н.

Читает подготовленный ученик. Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

"Кто деток родит мне, богиня моя"?

И Ева тихонько ответила "я",

"Кто их воспитает, царица моя"?

И Ева коротко ответила "я"

"Кто пищу сготовит, о, радость моя"?

И Ева все так же ответила "я"

"Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!"

"я", "я" …тихо молвила Ева - "я", "я"…

Сказала она знаменитых семь "я"

Вот так на земле появилась семья.

Фронтальная

А для чего человеку семья?

Рассказ учителя

Для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать. Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар - счастья материнства и отцовства.

Скажите, а какая семья называется дружной?

Послушайте легенду «О дружной семье». В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная - 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово - «понимание».

На доске изображение большого сердечка, в котором написано «Дружная семья». - На своих сердечках напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой семьи.

Ответы детей

Дети называют признаки дружной семьи

Дети пишут и прикрепляют сердечки на доску.

V. Физкультминутка

Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.

Вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Наша дружная семья: Мама, папа, брат и я. Спортом любим заниматься, И, конечно, закаляться. Мы - счастливая семья, Мама, папа, брат и я.

Выполняют

VI. Изучение нового материала.

Цель: дать учащимся конкретное представление о христианской семье.

Работа с учебником, рабочей тетрадью

Восприятие и переработка информации, формирование новых знаний о семье.

Индивидуальная

фронтальная

А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия. Почему он использует именно это сравнение?

Рассказ учителя

Семья - наш дом, наша защита, наша опора; семья убережёт от бед и невзгод. Главная ценность семьи - любовь.

И даже в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья - это маленькое государство, и держится оно на любви».

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание - одно из важнейших таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.

В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи? Рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом.

Как Вы думаете, что еще делает семью дружной и крепкой. Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищённой от всех невзгод.

Дети открывают учебник и читают первое предложение.

Работают в рабочей тетради.

Ответы детей

Обсуждение смысла русской народной пословицы

Ответы детей

Ответы детей

VII.Первичное закрепление

Цель: репродуктивное воспроизведение изученного материала, его систематизация.

Включение новых знаний в систему имеющихся.

Индивидуальная

фронтальная

Каковы значения венца?

Почему венец имеет форму кольца?

Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? - Что показалось удивительным?

Учащиеся работают с текстом учебного пособия, находят ответы на вопросы, зачитывают их. Задания 3,4 в рабочей тетради

Отвечают на вопросы учебника

Учащиеся анализируют.

Дополнительная информация

Получение дополнительных сведений по теме.

Создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей. Для православных христиан брак - это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

Сейчас мы с вами познакомимся, как в других религиях относятся к семье.

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство - это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине.

В иудаизме семья - это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей.

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

Работа с пословицами.

Цель: развитие нравственных качеств личности, образного мышления детей.

Знакомство с пословицами разных народов

Работа в группах

Сейчас мы обратимся к пословицам разных народов, посвящённых дому и семье. - Соотнесите начало пословиц с продолжением и объясните смысл.

1 группа Семья - печка: как холодно все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет. Ненадобен и клад, коли в семье лад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В семье согласно, так идет и дело прекрасно.

YIII. Домашнее задание

Цель: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Умение самостоятельно, с учётом своих возможностей сделать правильный выбор.

Придумать и записать несколько заповедей семьи.

8 июля, день памяти святых Петра и Февронии, в России официально объявлен праздником - Днем семьи, любви и верности.

В чем секрет крепости семейных уз Петра и Февронии?

IX. Этап практической работы.

Цель: Обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы.

Творческое применение знаний и умений.

Индивидуальная

Нарисуйте эмблему своей семьи. Обоснуйте.

Дети самостоятельно работают, делятся впечатлениями.

X.Рефлексия и оценка деятельности

Цель: дать анализ и оценку деятельности учащихся, создать ситуацию успеха.

Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень овладения учебным материалом

Умение оценивать собственную деятельность на уроке.

Индивидуальная

Вспомнил…

Научился…

Если понравился урок прикрепите желтое солнышко, если не понравился красное.

Техника «Закончи предложение»

Подводят итоги своей деятельности

Загрузка...
Top