Мультимедийные дидактические игры в образовательном процессе. Эффективность применения проекта дидактических игр с целью повышения уровня познавательного развития дошкольников Условия формирования ведущей идеи опыта

Мокина Ольга Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска " Средняя общеобразовательная школа № 135 " Дошкольное отделение " Светлячок"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ДОУ»
Дата публикации: 13.10.2018
Раздел: дошкольное образование

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА

ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ДОУ

Использование

мультимедийных

технологий

учебно-воспитательном

процессе

отвечает

запросам

является

эффективных

способов

повышения

мотивации

индивидуализации

развития

творческих

способностей,

создания

благоприятного

эмоционального

Применение

технических

образовании

соответствует

требованиям современного общества. В статье показана роль дидактических

игр при проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром в детском

дошкольном учреждении с использованием мультимедийных технологий.

Ключевые

слова: дидактические

мультимедийные

технологии,

учебно-воспитательный процесс, мультимедиа, мультимедиа-компьютеры.

Происходящий в мировом обществе переход от индустриального века в

информационный

сопровождается

развитием

информационных

технологий, которые проникают буквально во все сферы деятельности человека

становятся

естественной

обитания.

Технологическая

последовавшая за ней информационная революции значительно повлияли на

развитие

различных

распределение

деятельности

мирового

сообщества.

Происходит

переориентация

жизненных

отдельных слоев общества. В современных условиях к молодому поколению,

вступающему в жизнь, предъявляется значительно больше требований, чем

десять лет назад.

Так как каждому типу общества должна соответствовать определенная

образования,

информационному

обществу

сопровождаться соответствующими изменениями и в системе, и в содержании

образования, а также в формах, методах и средствах обучения. Гуманизация

образования требует переоценки всех компонентов педагогического процесса в

ориент ации

человека,

о сновной

з а д ач е й

общеобразовательных учебных заведений становится создание благоприятных

умственного,

нравственного,

эмоционального

физического

развития личности.

Одним из способов создания подобных условий является использование

мультимедийных технологий.

Сочетая в себе возможности книги, тетради, калькулятора, телевизора,

видеомагнитофона, средств связи и других важнейших изобретений, являясь

универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые

различные игры, мультимедийные средства, вместе с тем, являются для ребенка

равноправным

партнером,

способным

реагировать

действия и запросы, которого так ему порой не хватает.

Использование

мультимедийных

технологий

учебно-воспитательном

процессе

отвечает

запросам

является

эффективных

способов

повышения

мотивации

индивидуализации

развития

творческих

способностей,

создания

благоприятного

эмоционального

Применение

технических

образовании

соответствует

требованиям современного общества.

Вместе с тем, отметим, что процесс совершенствования образования,

связанный с внедрением мультимедийных технологий в учебно-воспитательный

процесс детского дошкольного учреждения, испытывает серьезные трудности,

связанные

известными

финансовыми

проблемами,

материальной

нехваткой

квалифицированных

проблемами

недостаточного

количества

педагогических

компьютерных

технологий,

позволяющих

эффективно

обучение,

формирование

личности и развитие индивидуальности в сложившихся условиях.

Термин «медиа» происходит от английского слова media, переводимого

«средства

информации».

«Мультимедиа»

означает

совокупность

программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и

звуковом

Мультимедиа-компьютеры

компьютеры

совокупностью

программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую

(музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные

Мультимедиа

средства,

становятся

распространенными, и многие программы тоже становятся в той или иной мере

мультимедийными.

Современный компьютер в сочетании с мультимедийной проекционной

аппаратурой может заменить практически все традиционные ТСО.

Использование интерактивного подхода требует очень высокого уровня

квалификации педагога. И документы, и «картинки» должны быть яркими,

создавать

определенный

отличаться

определенной

«символичностью».

методической

обработки

материала.

собственно,

сочетании, чтобы вызвать активность детей,

мультимедийные

технологии

значительно

у в е л и ч и т ь

в о з м о ж н о с т и

у ч е б н о - в о с п и т а т е л ь н о г о

п р о ц е с с а,

деятельности дошкольников.

Игровая деятельность – одна из ведущих разновидностей человеческой

деятельности. Она является также ведущей в жизни дошкольника. Рассмотрим

понятие традиционной игры, применяемое в современной дидактике, вычленим

признаки и основные функции дидактической игры и на этой основе выявим

изучается

философами,

социологами,

психологами,

педагогами. Одним из фундаментальных исследований игры для дошкольника

является работа Д.Б. Эльконина «Психология игры», в которой обобщаются

основные материалы по теории игровой деятельности, дается обстоятельный

критический анализ различных теорий игры, экспериментально и теоретически

обосновывается понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, а

также показывается значение игры для психического развития детей.

Признаками игры являются: наличие сюжета, ролей, правил (в скрытом

или явном виде), совершение участниками игровых действий, особое игровое

психологическое

состояние,

сопровождающееся

эмоционально-

интеллектуальным напряжением, двуплановость поведения игроков (в реальном

добровольна,

вступает

собственному желанию, и свободна, то есть играющий в ходе игры не несет

никаких обязательств, неудача или ошибка во время игры не связаны с какими-

либо реальными отрицательными последствиями.

исторически

применялась

воспитания

обучения

дошкольного возраста. Эффективность ее как дидактического средства привела

к использованию игр в процессе обучения и взрослых. Игры, используемые в

учебно-воспитательном

процессе

достижения

дидактических

называются дидактическими.

Учебная игра – сложное системное образование, допускающее различные

способы представления. Она может выступать как деятельность, как процесс,

«вплетающийся»

деятельность,

деятельности. Поэтому возникает вопрос: как определить, является ли данная

форма организации учебного процесса игрой? Д.Н.Узнадзе писал, что «все

формы экстрагенного (внешне мотивированного) поведения могут составить

собственно

игровые действия (складывание мозаики, передвижение фишек, обмен картами

и т.п.); 6) учебные действия (решение задач, поиск ответов на вопросы и т.д.), в)

(дискуссии,

обсуждение

вопросов

трудовые

действия (изготовление моделей, приборов и т.п.).

Выявив основные признаки и функции дидактических игр, рассмотрим

сущность

компьютерных

термином

«компьютерная

понимать

деятельности,

ограниченный

правилами

направленный на достижение цели, который характеризуется взаимодействием

игрока и компьютера.

Дидактическая

компьютерная

компьютерная

направленная на достижение учебной цели. Основное отличие такой игры от

традиционной заключается в наличии еще одного ее участника – компьютера,

выполняющего роль организатора игры (создание игровой ситуации и контроль

за ходом ее выполнения). Таким образом, в компьютерной игре компьютер

может выполнять сразу несколько функции: функцию взрослого, ведущего игру,

игрока-партнера,

участвующего

дидактических

материалов

универсальность

компьютера

одновременно ограниченные его возможности по исполнению этих функций

компьютерную

специфичной,

преимущества

недостатки

сравнению

традиционной.

специфичность

компьютерной игры, рассмотрим ее структуру.

Основу компьютерной игры составляет логическая структура, в которой

выделяются три уровня – оперативный, тактический и стратегический.

Тактический уровень определяется как совокупность игровых действий,

ведущих к достижению к какой-либо локальной цели. В результате действий

тактического

происходит

объединение

отдельных

операций

соответствии с поставленной целью, и играющий достигает улучшения (или

ухудшения)

положения

следующий,

деятельности человека – уровень действий.

Стратегический уровень предполагает планирование всей игры, которая

должна строиться так, чтобы достичь цели и добиться выигрыша. Этот уровень

позволяет связать действия тактического плана в одно целое и осуществлять

деятельность

целостную,

человеческой

деятельности.

логической

структуры

различие

традиционными

компьютерными

заключается

специфике

оперативного

последних.

действия

заключаются

передвижении

манипулятора

клавиатуру. Сам игрок более закрепощен и обязан очень строго соблюдать

правила и условия игры. Однако эти ограничения создают ему условия для

глубокой

концентрации

материале,

развития

внимания,

аккуратности и точности. Кроме того, графические и звуковые возможности

компьютера предоставляют в распоряжение играющего самый богатый игровой

материал и позволяют моделировать многие из известных игр и создавать

принципиально новые. Это обстоятельство, а также индивидуальный режим

владения игрой, является очень привлекательным не только для детей, но и для

взрослых. «Свободное обращение с компьютером меняет и отношение ребенка,

взрослого

предметов, который уже существует или только рождается в кабинетах ученых.

спокойное,

свободное

обращение

предметами,

преклонение перед ними, как перед новыми идолами», - отмечает психологи.

простота

управления

индивидуальный

проведения, динамичность, способность «подстраиваться» под уровень игрока,

высокие технические к возможности компьютеров для воспроизведения самых

разнообразных сценариев и персонажей, делают компьютерную игру во многих

оперативном,

тактическом

стратегическом

предпочтительной, чем традиционную.

технические

возможности

современного

компьютера

позволяют реализовать полезные функции традиционной дидактической игры в

специфической привлекательной для ребенка форме – компьютерной игре.

отметить,

использования

компьют е р ны х

у ч е б но -во с пит ат е льном

пр о це с с е

полифункциональный

характер:

проблемы

формируются

развиваются

разнообразные

интеллектуальные

качества,

наблюдаются

эмоциональные

переживания,

развиваются мотивация, воля, т.е., происходит развитие их индивидуальной

Большой толковый словарь русского языка /Гл. ред С.А.Кузнецов. -

СПб: «Норинт», 2001. – 1536 с.

Гинзбург

Социально-психологические

проблемы

деловой игры //Педагогика и психология игры. - Новосибирск, 2005. -С. 50-62.

Коменский

дидактика

//Хрестоматия

зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 2011. - С. 80-162.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М.; 2009.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 2007.

Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 6. – М.; 2005. – 426 с.

Маргулис Е.Д. Компьютерная игра в учебном процессе //Советская

педагогика. - 1989. - №4. - С. 15-20.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования, - М., 2006. - 451 с.

Тюнникова С.М. Педагогические возможности дидактической игры и

требования к ее организации. – М., 2007. - 60 с.

10.Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. - М,: 2009.

11.Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к

школе? - М., 2009. - 192 с.

Аннотация к мультимедийной дидактической игре «Времена года»

Мультимедийная игра позволяет:

  • повысить информативное наполнение НОД;
  • стимулировать мотивацию обучения;
  • повысить наглядность обучения;
  • реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления в различных ее модальностях: слуховой и визуальной;
  • осуществить повторение материала предыдущего занятия;
  • создать детям комфортные условия работы в НОД.

Применение мультимедийной дидактической игры в НОД активизирует эмоциональное воздействие на обучающихся тем, что:

во-первых, обучающая среда создается с наглядным представлением информации в цвете;

во-вторых, использование анимации является одним из эффективных средств привлечения внимания и стимулирования эмоционального восприятия информации;

в-третьих, наглядное представление информации в виде фотографий и картинок, со звуковым сопровождением оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем традиционное, поскольку оно способствует улучшению понимания и запоминания физических и технологических процессов, демонстрируемых на экране.

От администрации портала: представлена демо-версия для ознакомления. Полная версия будет в мультимедийном альбоме виртуальной выставки, который получит каждый участник.

Цель: развитие и активизация познавательных способностей детей через использование современных информационных технологий.

Задачи:

q Формировать целостную картину окружающего мира; Показать взаимосвязь времен года с живыми организмами;

q Активизировать познавательную и речевую деятельность детей;

q Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;

q Развивать память, внимание, словесно - логическое мышление, мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие.

Мультимедийная дидактическая игра «Времена года» предназначено для детей 4-5 лет. Можно использовать в детских садах в средней группе, родителям для домашних просмотров.

Программа разработки: Power Point

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Правила игры:

  • Ø На слайдах написаны загадки или вопросы. Необходимо объяснить ответ и нажать «мышкой» на правильный вариант ответа;
  • Ø Если ответ верный - появится картинка и услышишь звуковое сопровождение, а если ответ не верный - картинка исчезнет, поменяет цвет или будет вращаться;
  • Ø Чтобы прейти на следующий слайд нажми в правом нижнем углу на кнопку «> », вернуться на предыдущий слайд - нажми в левом нижнем углу на кнопку « <». Для повторения игры еще раз нажми на кнопку «домик ».

Форма использования:

  • при работе с интерактивной доской;
    • индивидуальная работа с компьютером.

Методика использования:

  • мультимедийная презентация используется для группового (как часть занятия) и индивидуального обучения;
  • в конце просмотра определенного раздела, детям предлагается речевая логическая задача;
  • для закрепления материала можно выбрать показ только необходимых слайдов и на их основе построить беседу, организовать ситуативный разговор.

Образовательный эффект:

q Развитие речи: обогащение словаря, развитие связной речи, развитие функций словообразования.

q Закрепить знания об окружающем мире.

q Учить отгадывать загадки о временах года;

q Закрепить прямой и обратный счет до 5, умение соотносить цифру с количеством предметов;

q Повторить названия перелетных птиц;

q Повторить названия животных, которые впадают зимой в спячку;

q Называть деревья и находить лист с этого дерева;

q Повторить признаки весны;

q Закрепить умение определять по одежде человека время года.

Практическая значимость:

  • появляется возможность оптимизировать и повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития;
  • дети осознанно воспринимают изучаемый материал, обобщают, закрепляют и прочно запоминают его;
  • повышается мотивация, создаются положительные эмоции, за счет динамичности материала: яркие анимационные картинки надолго привлекают внимание детей;
  • мультимедийная презентация позволяет моделировать признаки времени года, которые невозможно увидеть в данный момент (листопад, дождь, снег и т.д.);
  • Использование мультимедийной игры позволяет сделать НОД эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности;
  • предусматривает реализацию и интеграцию образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Описание:

(Слайд 1) титульный

(Слайд 2-3) цель, задачи, правила игры

(Слайд 4) Сейчас мы поговорим о временах года.Послушай внимательно загадку:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я – … (осень)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Листочки каким цветом? Как одеты дети? Сколько елочек на картинке?

(Слайд 5) Какое время года изображено на картине? (осень) По каким признакам ты определил? На картине 3 дерева. Назови их. (Яблоня, рябина, береза.) Назови дерево, которое не соответствует времени года? (береза) Почему? (зеленые листочки)

(Слайд 6) Осенью листья желтеют и опадают. Как называется это явление природы? (листопад) Как называется дерево на слайде? (дуб) Найди лист с этого дерева? Правильно. Этот лист с дуба, значит он какой? (дубовый) С клена – кленовый, с березы – березовый, с рябины – рябиновый.

(Слайд 7) Послушай следующую загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Чем занимаются дети?

(Слайд 8 ) Осенью вся природа, животные, насекомые готовятся к зиме. Какое животное впадает осенью в спячку и спит всю зиму? Выбери вариант ответа. (Медведь, барсук, еж) Правильно. Как готовятся животные к спячке? (много едят, накапливают под кожей жир) Лиса и волк не впадают в спячку.

(Слайд 9 ) Отгадай загадки. Нажми на квадрат и проверь отгадку.

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (заяц)

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло - заплачет вмиг

И растает... (снеговик)

Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка.
Зиму там проводит … (белка)

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (мороз)

Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля - озёрушки
Белый пух да пёрышки. (снегопад)


(Слайд 10 ) А сейчас время отдыха. Музыкальная физкультминутка.

(Слайд 11

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Для чего делают скворечники? Как одеты дети? Сколько их? Сколько прилетело птиц? Как называются птицы, которые прилетают к нам из теплых стран?

(Слайд 12 ) (Звучит пение птиц) Каких перелетных птиц ты знаешь? Назови их и нажми «мышкой» на эту птицу. (ласточка, грач, скворец, гусь) Снегирь и воробей не перелетные птицы. Что изображено на картине? Какое время года? По каким признакам ты определил, что это весна?

На проталинках вырастают первые … (подснежники)

Из теплых стран прилетают … (птицы)

Оно стало сильнее пригревать … (солнце)

Зазеленела … (трава)

Тает снег, по земле бегут … (ручьи)

На крышах домов тает снег и появляются … (сосульки)

(Слайд 14 ) Послушай следующую загадку:

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - … (лето)

Выбери вариант ответа. Правильно. Сколько детей гуляет по лесу? Как они одеты? Какое насекомое держит мальчик на пальце?

(Слайд 15 ) Какое время года изображено? Сколько бабочек ты увидел на картине? (5) Найди эту цифру и нажми на нее. Сосчитай бабочек в обратном порядке.

(Слайд 16 ) Летом белочки собирают грибы, запасают на зиму. Давай поможем ей собрать грибы. Нажми «мышкой» на гриб, увидишь что произойдет. Сколько грибов в корзинке? (5) Нажми на ту цифру, сколько грибов в корзине. Сосчитай их в обратном порядке. (5,4,3,2,1)

(Слайд 17 Выбери вариант ответа. (весна) Объясни свой выбор.

(Слайд 18 ) В какое время года собрался на прогулку мальчик? Выбери вариант ответа. (осень)

(Слайд 19 ) В какое время года собралась на прогулку девочка? Выбери вариант ответа. (зима) Объясни свой выбор.

(Слайд 20 ) В какое время года собрался на прогулку мальчик? Выбери вариант ответа. (лето)

(Слайд 21 ) Спасибо за игру! Ты, молодец! (звуковое сопровождение) Для повторения игры еще раз нажми на кнопку «домик »

Вот ребята, мы с вами вспомнили все времена года. А теперь нарисуйте свое любимое время года.

Дидактическая игра "Чудесный мешок Буратино" для детей второй младшей группы Программное содержание: Учить детей правильно употреблять в речи название качеств предметов (величина, цвет), отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ. Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и длины), лошадки, утята, Буратино, качалка – лошадь, чудесный мешочек. Ход занятия: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Правильно, Буратино. Что это у Буратино? (нос). Какой нос у Буратино? (длинный). Буратино принес волшебный мешок. Что у тебя в мешке, Буратино? (игрушки). Ребята, вам интересно какие игрушки у Буратино в мешке?» вызываю ребенка к себе и прошу на ощупь достать из мешка игрушку, назвать ее и рассмотреть ее, ответить на вопросы. - Что это? (матрешка) Какая она красивая. Тебе она нравится? Давай посмотрим, что находится внутри. Еще матрешка, поставь их рядом. Вова, достань еще игрушку. Что это? (пирамидка). Покажи, где у пирамидки красный кружок. А этот по цвету какой кружок? (зеленый). Затем достают еще одну пирамидку и рядом ставят. Какая эта пирамидка? (большая), а другая (маленькая). Достают потом лошадку. Кто это? (лошадка, лошадь). Какой хвост у лошадки? (длинный). Следующий ребенок достает еще одну лошадку. - Что это у лошадки? (ноги). А какие у лошадки ноги (ноги длинные). Лошадка какая? (длинноногая). Хоровое и индивидуальное повторение. А кто это? (достает из мешка утят). Кря-кря-кря, это утята. Дети, в мешке еще что-то есть? Что это? (лента, ленточка). Первая лента – длинная, вторая – короткая. Посмотрите, сколько игрушек принес Буратино?» Затем выслушиваем 2-3 рассказа детей об игрушках. Физкультминутка: Езда на лошадке. На лошадке ехали,(Шагаем на месте.)До угла доехали.Сели намашину,(Бег на месте.)Налили бензину.На машине ехали,До реки доехали.(Приседания.)Трр! Стоп! Разворот.(Поворот кругом.)На реке - пароход.(Хлопаем в ладоши.)Пароходом ехали,До горы доехали.(Шагаем на месте.)Пароход не везет,Надо сесть на самолет.Самолет летит,В нем мотор гудит:(Руки в стороны, «полетели»)-У-у-ф.(И.Токмакова)Занятие продолжается. «Буратино хочет с вами поиграть. Игра: «Чего не стало». На стол ставим 3 пары игрушек (пирамидки, лошадки, матрешки) заменяем по очереди ленточками, затем убираем игрушки. Дети должны перечислить все игрушки, с которыми играли.

Сербиенко Оксана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципального автономного дошкольное образовательного учреждения "Детский сад № 17– общеразвивающего вида
Населённый пункт: г. Петропавловск – Камчатский, Камчатского края
Наименование материала: Статья
Тема: Мультимедийные занимательные игры как средство познавательного развития ребенка-дошкольника.
Дата публикации: 22.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Мультимедийные занимательные игры как средство

познавательного развития ребенка-дошкольника.

образованный

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность

заложена

рождения.

Формирование

дошкольников

познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения

ребенка в детском саду.

Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности,

направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.

Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и

подлинный

познавательный

является

деятельности, так как интерес способствует формированию глубоких и

развивает

повышает

качество

мыслительной

деятельности,

активность

благоприятствует

формированию

способностей;

благоприятный

эмоциональный

протекания всех психических процессов.

современного

дошкольного

воспитания

создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка,

раскрытию его потенциала.

Одним из средств решения данной задачи я вижу использование в

образовательном

процессе

информационно-коммуникационных

технологий.

Стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы

деятельности

человека

затронуло

образования.

информационно-коммуникационные

технологии

позволяют

повысить уровень информационной культуры педагога, а, следовательно, и

его профессионализм. Что же такое «информационная культура»?

Информационная культура – это осмысление современной картины

использование

информационных

реализация

обратных

адаптации,

приспособление

окружающему

грамотное

владение

компьютером,

понимание

возможностей,

человека в интеллектуальной среде.

На этапе введения ФГОС в ДО задача воспитателя – повысить свою

компьютерную

грамотность.

Воспитатель

пользоваться

компьютером

современным

мультимедийным

оборудованием,

использовать

педагогической

деятельности. Применение ИКТ в ДОУ становится мощным техническим

средством обучения детей.

Я - за активное применение ИКТ в дошкольных учреждениях.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает

всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим

средством

обучения.

современные

педагогические

технологии

инновации

процессе

обучения,

позволяют

просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую

проявления

познавательной

активности

воспитанников. Информационные технологии, в совокупности с правильно

подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают

необходимый

качества,

вариативности,

дифференциации

индивидуализации обучения и воспитания.

Использование

информационных

технологий

образовании

возможность

существенно

обогатить,

качественно

о бн о ви ть

воспитательно-образовательный

повысить

эффективность, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые

возможности раннего образования.

деятельностью

дошкольника

является

развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры

дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию

взрослого. Мультимедийные игры в данном случае выполняют функцию

средств обучения.

Так, я определила для себя тему: «Мультимедийные занимательные

игры как средство познавательного развития ребенка-дошкольника», целью

которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и

явлениях

окружающей

посредством

мультимедийных

занимательных игр. Данная цель определяет задачи:

активизировать познавательные процессы через избирательную

направленность

личности

предметы

окружающей действительности;

систематически

укреплять

развивать

познавательный

становится

положительного

отношения к интеллектуальной деятельности;

формировать потребность в стремлении к познанию новых,

более полных и глубоких знаний, которые

носят поисковый

характер;

во спитывать

каче ства

лично сти

р е б е н к а:

целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению

деятельности;

формировать

(обогащение

активизация

лексической стороны речи - словаря);

обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Для создания мультимедийных игр я использую программу Power

Создание такого вида игр не занимает слишком много времени. При

следующее:

Чем эта мультимедийная дидактическая игра будет привлекательнее

обыкновенной?

индивидуальной,

групповой или фронтальной?

Отсюда будет зависеть и необходимый формат игры.

Используя

программу

компоненты,

Триггер (в переводе с английского означает – спусковой крючок, затвор.),

довольно просто создать игру. С помощью триггера можно задать действие

любому объекту. Причем последовательность этих действий мы можем

выбирать в зависимости от желания и ситуации на занятии. Открывать

задание можно по мере его выполнения. Щелчок левой кнопкой мыши по

объекту анимирует его, заставляя выполнять заранее заданное действие.

Наличие триггеров значительно повышает интерактивность презентации.

педагогические

предоставляют

педагогу

возможность

индивидуализировать

обучение,

позволяют

регулировать

количество

решаемых

развивают

логическое

мышление,

воображение детей, помогают эффективно закреплять учебный материал,

сравнению

традиционными

обучения.

Мультимедийные

занимательные

выступают

средство

познавательного развития.

выполнены

перезентаций

программе

Microsoft PowerPoint имеют ряд преимуществ:

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме

вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго

привлекает внимание ребенка;

проблемные

поощрение

правильном

компьютером

являются

стимулом

познавательной

активности детей;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых

обучающих задач;

процессе

деятельности

компьютером

дошкольник

приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки,

а ждет, пока он сам исправит их.

обучающие

программы

приучают

дошкольника

самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

маленькие

взрослых

выполнении

пошагового

подтверждения

действий,

автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает

педагога.

Используя

мультимедийное

оборудование

забывать

здоровьесберегающих технологиях.

воспитатель,

руководствоваться

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию

дошкольных

учреждений.

Непосредственно

образовательную деятельность с использованием ИКТ для детей 5-7 лет

следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в

неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и

мультимедийным

оборудованием

проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с

компьютером

развивающих

превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих

хроническую

патологию,

болеющих

перенесенных

заболеваний

продолжительность

непосредственно

образовательной

деятельности

использованием

компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для

детей 6 лет - до 10 минут.

Опираясь

последние

исследования

педагогов-психологов,

дидактические

принципы

педагогики

использования

мультимедийных

сформулировать

основные

требования,

необходимо

соблюдать

педагогу

подготовке

материала.

Выбираем соответствующий фон. Он должен быть четкий, не очень

яркий, без

лишних деталей. Разрешение JPEG.

Минимум текста, замена текста аудиозаписью.

Подбираем иллюстрации. Изображения должны быть высокого

качества, крупными, на прозрачном фоне. Разрешение PNG.

Совет: Обязательно нужно сжать изображения. Таким образом мы

снизим вес всей презентации.

Если целями задания обусловлено несколько изображений в одном

слайд, то они (изображения) должны быть одного размера и

выдержаны в одном едином художественном стиле. Стремясь

увеличить изображение, педагоги зачастую забывают о

соразмерности объектов Любые несоответствия, могут исказить

восприятие ребенка.

Изображения в слайдах должно быть высокого качества, крупными.

Вывод: Использование мультимедийных игр в дошкольном учреждений

помогает воспитателю повышать мотивацию обучения детей и приводит

к целому ряду положительных следствий:

обогащает

дошкольников

знаниями

образно-понятийной

целостности и эмоциональной окрашенности;

психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор детей;

возрастает уровень использования наглядности на уроке;

повышается

производительность

воспитателя

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности

для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических

разработок,

направленных

интенсификацию

реализацию

инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного

процессов.

Ресурсы интернет:

1. Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных

технологий в процессе развития и обучения дошкольников.

2. Ильюшонок Н.Н. Анализ возможностей интерактивных и

компьютерных технологий для повышения качества обучения

3. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр

//Дошкольное воспитание. - 2000. -№11 Россия 2000

4. Соломенкова О.А. Профессиональная готовность воспитателя ДОУ к

использованию педагогических технологий в работе с детьми

дошкольного возраста//Педагогическая академия. -2013 № 1

Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном

Елена Пентина
Мультимедийные дидактические игры в образовательном процессе

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира , в котором выросли его родители. И это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, планшет, интерактивная доска и т. д.)

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Современные педагогические технологии направлены на реализацию ФГОС, где одной из задач является : обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм уровня дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников. Поэтому, основная задача педагога – выбрать методы, формы, инновационные педагогические технологии организации работы с детьми, которые оптимально соответствовали бы поставленной цели развития личности.

Информатизация общества ставит перед нами, педагогами-дошкольниками, задачи :

Идти в ногу со временем

Стать для ребенка проводником в мир новых технологий

Быть наставником в выборе компьютерных программ

Сформировать основы информационной культуры его личности

Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей

Воспитатели, ориентируясь на вышеизложенную информацию, на требования современного времени, используют на занятиях с детьми мультимедийные презентации .

Мне сегодня хотелось бы остановиться на использовании мультимедийных презентаций в образовательном процессе .

Готовясь к занятию, педагог задумывается : «Как улучшить образовательный процесс . И приходит в голову мысль достаточно очевидная - реализовать принцип наглядности в полной мере (с помощью ИКТ - это очень легко) .

«Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение .

Для создания компьютерных презентаций предназначены специальные программы. Одна из самых популярных программ – Power Point, которая входит в состав пакета Microsoft Office. Эта компьютерная программа с недавнего времени стала активно осваиваться педагогами нашего ДОУ.

Что подтолкнуло педагогов к освоению данной программы? Презентации в PowerPoint – современный интерактивный способ представления и хранения информации. Эта программа дает возможность постоянно дополнять и обновлять информацию, экономит пространство при архивации и хранении практических материалов, а также позволяет создавать и архивировать практические материалы и документы на электронных носителях.

Мультимедийная презентация – это интерактивный способ представления информации по принципу «Рассказываю и показываю» .

По сказке "Три поросенка" (средний возраст) Приятного просмотра!

Загрузка...
Top