Главные особенности оопт заповедника. На территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам. Правовой режим национальных

Типы особо охраняемых природных территорий

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Типы особо охраняемых природных территорий
Рубрика (тематическая категория) Экология

ООПТ - ϶ᴛᴏ участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.

В России важнейшим законодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны и использования ООПТ, является Федеральный закон ʼʼОб особо охраняемых природных территорияхʼʼ, принятый Государственной Думой в 1995 ᴦ.

Учитывая зависимость отзначимости ООПТ могут находиться в федеральной собственности и управлении, а могут являться региональной или муниципальной собственностью.

В России система охраняемых территорий формируется уже более 80 лет. Одним из первых был Баргузинский заповедник на Байкале. К концу 1998 года в эту систему входило 99 заповедников, 34 национальных парка, около 1600 государственных заказников и более 8000 памятников природы.

Государственный природный заповедник (полный резерват) является наиболее жесткой формой охраны природы. Οʜᴎ представляют собой, во первых, территории, полностью изъятые из хозяйственного использования, а во-вторых, научно – исследовательские учреждения, имеющие целью сохранение естественного хода природных процессов и явлений. В них разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность, а в исключительных случаях – организация учебно-экологических маршрутов. Иногда запрещается даже уборка поваленных и сухостойных деревьев, нарушающая естественное развитие природных процессов.

Из общего числа заповедников особо выделяются биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов и осуществляющие глобальный экологический мониторинᴦ. В России таким международным статусом обладают около 20 % заповедников.

Кроме территорий, полностью закрытых для посœещения, крайне важно и создание территорий, доступных для контролируемого посœещения. Мировой опыт говорит, что главное для охраны природы сейчас - ϶ᴛᴏ воспитание экологически грамотных людей. Важно заметить, что для сочетания охранных и воспитательных функций создаются национальные парки, являющиеся основной формой охраняемых территорий в мире (их насчитывается око 2 тыс.).

Национальный парк - ϶ᴛᴏ обширная территория (от нескольких тысяч до нескольких миллионов га), включающая как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные для отдыха, оздоровления, ближнего туризма, пропаганды экологических знаний. При правильной организации обслуживания посœетителœей они могут давать хорошие результаты не только в природоохранной, но и в экономической сфере, частично окупая затраты на свое содержание. Одним из известных национальных парков является Лосиный остров (Москва).

Общая площадь заповедников и национальных парков в нашей стране на конец 90-х годов достигла 2 % от территории России и должна будет увеличиваться и дальше.

Кроме заповедников и национальных парков существует также и более мягкие формы заповедывания, такие как заказники и памятники природы.

Памятники природы - ϶ᴛᴏ отдельные природные объекты, имеющие научное, эстетическое, культурное или воспитательное значение. Ими бывают необычный родник, водопад, овраг с редкими видами растений, очень старые деревья, бывшие ʼʼсвидетелямиʼʼ каких-либо исторических событий, к примеру, дубы в усадьбе Коломенское (Москва), сохранившиеся со времен Ивана Грозного.

Заказник - ϶ᴛᴏ природный комплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. На участках, занимаемых заказниками, постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности. К примеру, запрещена деятельность, ведущая к нарушению ландшафта͵ но должна быть разрешена охота. Часто создаются временные охотничьи заказники для сохранения и восстановления численности каких-либо видов животных.

Заказники и памятники природы хотя и играют положительную роль в делœе поддержки экологического равновесия, но кардинально решить проблему не могут. Сохранить можно лишь системные природные совокупности, а не отдельные компоненты. Вид без сохранения его местообитания неминуемо исчезнет, причем потянет за собой цепочку взаимосвязанных с ним видов.

Типы особо охраняемых природных территорий - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типы особо охраняемых природных территорий" 2014, 2015.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

На современном этапе развития общества экология решает круг проблем и использует методы, материалы, принципы, далеко выходящие за рамки биологических наук. Ныне экология сформировалась в принципиально новую интегрированную дисциплину, объединяющую в себе все естественные, точные, гуманитарные и социальные науки. По словам профессора Алпатова В., экологию ныне в равной мере можно отнести как к биологической, так и к географической области знаний, и её следует рассматривать как целиком самостоятельную науку, так как проблема взаимодействия человеческого общества и природы приобрела черты фундаментальности, глобального значения. На долю экологии выпало разработать новые, научно обоснованные методы хозяйствования человека на Земле, исходящие из идеи сохранения биосферы планеты. Для решения данной задачи на законодательном уровне был закреплён ряд нормативных актов, которые регулируют особо охраняемые природные территории Российской Федерации.

Целью работы является исследование экологического законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть категории и виды особо охраняемых природных территорий.

2. Охарактеризовать законодательную базу об особо охраняемых природных территориях.

3. Раскрыть правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.

Глава 1. Характеристика и классификация особо охраняемых природных территорий

Согласно Федеральному закону Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г., "Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны».Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Федерального Закона от 10 мая 2007 г. № 69-ФЗ).

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния".

Классификация ВСОП выделяет семь категорий:

1. Строгий природный резерват (участок с нетронутой природой)- полная охрана;

2. Территория с сохранённой дикой природой -- охраняемая территория, управляемая главным образом для сохранения дикой природы;

3. Национальный парк -- охрана экосистем, сочетающаяся с туризмом;

4. Природный памятник -- охрана природных достопримечательностей;

5. Заказник -- сохранение местообитаний и видов через активное управление;

6. Охраняемые наземные и морские ландшафты -- охрана наземных и морских ландшафтов и отдых;

7. Охраняемые территории с управляемыми ресурсами -- щадящее использование экосистем.Природоресурсное право и правовая охрана окружающей среды. Учебник для вузов / Под ред. В.В. Петрова. - М., 2005.

Правительство Российской Федерации, а также местные органы самоуправления могут устанавливать иные категории ООПТ, например: охраняемые береговые линии, биологические станции, микрозаповедники и другие.

Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы.Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. - М., 2005.

1. Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях -- для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.

2. Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация заказников.

3. Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

По критерию организационной структуры выделяют следующие группы особо охраняемых природных территорий.

1. Особо охраняемые природные территории, управление и охрану которых обеспечивают одноимённые природоохранные учреждения (то есть некоммерческие юридические лица). В качестве примера можно привести государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады.

2. Особо охраняемые природные территории, для управления которыми юридические лица не создаются. К их числу относятся памятники природы, государственные природные заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

По критерию собственности на землю и другие природные ресурсы выделяют особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.

В таблице 1 представлена характеристика особо охраняемых природных территорий (ООПТ категорий Ia, Ib и II по международной классификации) в отдельных странах мира, а на рисунки 1 представлено распределение ООПТ на территории России.

Таблица 1. Характеристика особо охраняемых природных территорий (ООПТ категорий Ia, Ib и II по международной классификации) в отдельных странах мира.

Количество ООПТ, ед.

Общая площадь ООПТ

Средняя площадь одного ООПТ,

в % от территории страны

Европа

Беларусь

Германия

Нидерланды

Норвегия

Финляндия

Швейцария

Азия

Индонезия

Казахстан

Туркмения

Узбекистан

Америка

Австралия и Океания

Австралия

Новая Зеландия

Млн. га; без учета морской акватории, входящей в состав ряда заповедников. Дополнительные сведения и порядок расчетов см. в тексте. По России данные приведены на начало 2008 г., по другим государствам - за последний имеющийся год.

С учётом морской акватории.Думнов А.Д. Международные сравнения ООПТ. НИА-Природа.

Рисунок 1. Распределение ООПТ на территории России.

Глава 2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

Для всех ООПТ характерно то, что они согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Такое постановление принимается по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды.

Далее рассмотрим особенности правового режима для каждого вида ООПТ в отдельности.

2.1 Правовой режим государственных природных заповедников

На территории государственного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам, стоящим перед ним, и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Вместе с тем на территориях государственных природных заповедников допускается деятельность, направленная на:

-- Сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

-- Поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

-- Предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

-- Осуществление экологического мониторинга;

-- Ведение эколого-просветительской работы;

-- Осуществление контрольно-надзорных функций.

Кроме того, в Федеральном законе особо оговорено, что в государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.

Государственные природные заповедники пользуются определёнными льготами по налогообложению. Они вправе иметь свою символику - флаги, вымпелы, эмблемы и.т.д.Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Федерального Закона от 10 мая 2007 г. № 69-ФЗ).

2.2 Правовой режим национальных и природных парков

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которые включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учётом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого, на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и допускается строго регулируемое посещение; познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; рекреационная, предназначенная для отдыха; охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

На территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями и находятся в ведении субъектов Российской Федерации. Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления.

Природные парки располагаются на землях, отданных им в бессрочное пользование, но могут включать и земли, принадлежащие иным пользователям, собственникам. Наряду с задачами по сохранению окружающей среды они занимаются созданием условий для отдыха, в том числе массового, и сохранением рекреационных ресурсов. Здесь создаются природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных объектов и комплексов.

Законодательством в более общем виде, чем для других особо охраняемых природных территорий, устанавливаются запреты и ограничения на деятельность, которая может повлечь снижение экологической, эстетической или рекреационной ценности природного парка.

Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Федерального Закона от 10 мая 2007 г. № 69-ФЗ).

2.3 Правовой режим государственных природных заказников

природный законодательный заповедник заказник

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Они учреждаются двумя способами - с изъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, то есть быть:

а) Комплексными (ландшафтными) - предназначенными для сохранения и восстановления ландшафтов;

б) Биологическими (ботаническими и зоологическими) для охраны и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных или видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении;

в) Палеонтологическими - для охраны ископаемых объектов;

г) Гидрологическими (болотными, озёрными, речными, морскими);

д) Геологическими - для сохранения неживой природы.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания данных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Федерального Закона от 10 мая 2007 г. № 69-ФЗ).

2.4 Правовой режим памятников природы

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Объявление их может осуществляться с изъятием территории, на которой они расположены, или без такового. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством и паспортом, в натуре устанавливаются охранные зоны. Запрещается всякая деятельность, которая может привести к нарушению их сохранности.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, - территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи землей, на которой находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их охраны. Расходы собственников, владельцев и пользователей данных земельных участков по обеспечению режима особой охраны памятников природы возмещаются за счёт средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Федерального Закона от 10 мая 2007 г. № 69-ФЗ).

2.5 Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов

Дендрологические парки и ботанические сады - это природоохранные учреждения, в задачу которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Федерального Закона от 10 мая 2007 г. № 69-ФЗ).

2.6. Правовая охрана рекреационных зон.

Рекреационное законодательство в настоящее время находится в состоянии развития и представлено множеством нормативных актов. Всё это делается с целью обеспечения эффективного и рационального использования курортных, лечебно- оздоровительных и рекреационных зон, к которым действующее экологическое законодательство России относит эти территории.Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2001.

Рекреационными в научной литературе принято называть общественные отношения по удовлетворению потребностей граждан в отдыхе, восстановлении общественных и духовных сил, использованию для этого природных и других ресурсов. Актуальность правовых исследований таких отношений обусловлена их значимостью для оздоровления населения, необходимостью сохранения и рационального использования природных ресурсов.

Правовое регулирование использования и охраны курортных, лечебно- оздоровительных и рекреационных зон (территорий) является не только необходимой основой для сохранения уникальных природных ресурсов и мест, а и одной из форм реализации таких конституционных прав гражданина, как право на жизнь, на охрану здоровья и право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду.

Рекреационные зоны могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (ред. Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 258-ФЗ).

В границах курортов и лечебно-оздоровительных местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может способствовать ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях курортов и лечебно-оздоровительных местностей организуются округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

Такие округа представляют собой особо охраняемую природную территорию с установленным режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

Главным образом особенности правовой защиты рекреационных зон закрепляются землеустроительными и проектными документами.

Для общего правового режима необходимо обеспечение возможности непрерывного использования земель рекреационного режима для рекреационных целей. Такое использование достигается либо путём создания искусственных объектов и комплексов для отдыха и развлечения населения, либо в случае наличия таких объектов на данных землях, что делает их пригодными для рекреационных целей.

Правовой режим охраны и использования курортных, лечебно- оздоровительных и рекреационных территорий и объектов регулируется законами « Об охране окружающее природной среды», «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", «О природно-заповедном фонде», Земельным, Лесным, Водным кодексами и другими законодательными актами.Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Федерального Закона от 10 мая 2007 г. № 69-ФЗ).

Глава 3. Государственный кадастр ООПТ города Москвы

Государственный кадастр ООПТЗемельное право России. Учебник для юридических вузов / Под ред. В.В. Петрова. - М., 2004. города Москвы является официальным документом, содержащим информацию об всех ООПТ установленных Законом города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", категорий регионального и местного значения, а также ООПТ федерального значения, в финансировании которых Правительство Москвы принимает долевое участие по соглашению с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в кадастре, служат основанием для принятия управленческих, хозяйственных и иных решений в области природопользования и охраны окружающей среды и подлежат обязательному использованию при разработке планов экономического и социального развития города Москвы, его административных округов и районов, схем землеустройства, градостроительной и проектной документации, при проведении экологической и государственной экспертиз, решении других вопросов.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий города Москвы ведётся в целях:

Оценки состояния особо охраняемых природных территорий и происходящих в нём изменений;

Повышения эффективности управления особо охраняемыми природными территориями, мероприятий, направленных на их сохранение и восстановление, и государственного контроля за использованием этих территорий и соблюдением установленных на них режимов особой охраны.

При ведении государственного кадастра ООПТ города

Москвы решаются следующие задачи:

Сбор, накопление и систематизация данных о существующих и планируемых к созданию ООПТ;

Оценка и анализ состояния природных комплексов, растительного и животного мира ООПТ;

Мониторинг ООПТ, их природных комплексов, растительного и животного мира, окружающей среды;

Выявление закономерностей развития природных комплексов ООПТ в сложных экологических условиях города для разработки природоохранных мероприятий и принятия управленческих решений;

Оценка эффективности установленных на ООПТ режимов особой охраны;

Оценка эффективности функционирования ООПТ разных категорий;

Обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и физических лиц.

Ведение государственного кадастра ООПТ возлагается на Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.

Научное обеспечение ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий города Москвы осуществляется уполномоченными на то учреждениями или организациями за счёт средств городского бюджета.

Информация, содержащаяся в государственном кадастре ООПТ города Москвы, находится на хранении в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы и предоставляется заинтересованным организациям в установленном порядке.

Заключение

Выбор мною темы данного исследования определён не только актуальностью проблем правовой охраны особо охраняемых природных территорий и объектов, а также недостаточным уровнем государственного управления и контроля за сохранением режима особо охраняемых природных территорий.

Поэтому тематика представленной работы выбрана именно с целью консолидации изученного нормативно-правового материала и имеющейся в свободном доступе правовой информации.

Правовой основой охраны природы являются Конституция Российской Федерации, международные договоры, законы об охране природы и основных компонентов окружающей природной среды, постановления законодательных учреждений разного уровня. Высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России имеет Конституция Российской Федерации. Конституцией Российской Федерации закреплено право человека на благоприятную окружающую среду. Естественно, чтобы действенно пользоваться им, необходимо использовать право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42).Конституция Российской Федерации. СПб., ООО «Виктория плюс», 2008. - 48 стр.

В настоящее время также действует Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (19 декабря 1991 г.). Основой его является признание природы и её богатств «национальным достоянием народов России, естественной основой их социально-экономического развития и благосостояния человека».http://www.forest.ru/rus/legislation/laws/nature.html

Список используемой литературы

1. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2001.

2. Думнов А.Д. Международные сравнения ООПТ. НИА-Природа. (Таблица 1. характеристика особо охраняемых природных территорий (ООПТ категорий Ia, Ib и II по международной классификации) в отдельных странах мира).

3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

4. Конституция Российской Федерации. СПб., ООО «Виктория плюс», 2008.

5. Петров В.В. Земельное право России. Учебник для юридических вузов. - 2004.

6. Петров В.В. Природоресурсное право и правовая охрана окружающей среды. Учебник для вузов. - 2005.

7. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. - 2005.

8. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Федерального закона от 10 мая 2007 г.

№ 69-ФЗ).

9. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 258-ФЗ).

10. http://www.forest.ru/rus/legislation/laws/nature.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рассмотрение понятия особо охраняемых природных территорий. Изучение правового статуса государственных природных заповедников, заказников, национальных парков и памятников природы. Проблемы сохранения палеолитической живописи в пещере "Шульган-Таш".

    дипломная работа , добавлен 26.06.2010

    Общие представления об особо охраняемых природных территориях и объектах и их правовом режиме: понятие, сущность, история развития законодательства. Правовой режим государственных природных заповедников, парков, ботанических садов, памятников природы.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2011

    Зарождение национальных парков в России. Научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение природных объектов. Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Сравнительный анализ национальных и природных парков.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2016

    Понятие и классификация ООПТ. Правовой режим заповедников, парков, заказников, памятников природы, ботанических садов, курортов. Отношение государства к вопросам организации и развития особо охраняемых природных территорий. Порядок ведения кадастра ООПТ.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2012

    Правовое регулирование и основные нормативными акты об особо охраняемых природных территориях и объектах. Категории территорий: заповедник, национальный парк, заказник, памятник природы. Особенности организации управления, правовой режим и запреты.

    реферат , добавлен 22.01.2009

    Понятие государственного природного заповедника и правовые основы его учреждения. Образование памятников природы. Исследование экологического законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим особо охраняемых природных территорий.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Правовой режим особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения. Субъекты прав, состав земель, порядок отнесения к землям особо охраняемых территорий.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Понятие и классификация специально охраняемых природных территорий. Территории со смешанным правовым режимом. Функции специально охраняемых природных территорий. Их правовой статус и особенности охраны. Особенности правового режима водоохранных зон.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2013

    Исследование понятия и состава земель особо охраняемых территорий. Характеристика порядка отнесения земель к особо охраняемым территориям федерального значения, особенностей их использования и охраны. Правовой режим земель рекреационного назначения.

    реферат , добавлен 12.07.2015

    Анализ законодательства в области государственного управления, правопользования и ответственности об особо охраняемых природных территориях. Государственные органы, осуществляющие контроль и надзор. Виды ответственности за нарушения законодательства.

Особо охраняемы природные территории и их классификация

Введение

Истоки создания охраняемых природных территорий уходят корнями в глубокую древность. Это может быть не совсем понятно современному человеку, поскольку считается, что экологические проблемы у людей находились тогда далеко не на первом месте. Тем не менее, практика организации первых ООПТ (изъятие из традиционного природопользования отдельных природных объектов, территорий и установление особого режима охраны) насчитывает несколько тысячелетий. Предпосылки создания таких объектов, которые с рядом оговорок можно считать первыми ООПТ, оказались двоякого рода – духовные и прагматические.

Духовные предпосылки обязаны в основном религиозным верованиям наших предков. Различные «культовые заповедники», «священные рощи», «шаманские места» известны со времен древнейших цивилизаций Индии, Вавилонии, Древней Греции.

Прагматические предпосылки также были известны с древних времен и не менее широко распространены. В результате создавались ООПТ другого рода – для охраны и воспроизводства охотничьих животных. Подобные охраняемые участки известны у африканских племен, американских индейцев, многих народов нашей страны .

1. Особо охраняемые природные территории России

Согласно принятому в России в 1995 г. Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», к таковым относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны .

В законе выделяются 7 основных категорий ООПТ: заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, а также лечебно-оздоровительные местности и курорты. Помимо этого, законом предусмотрено, что органы государственной власти могут устанавливать и другие категории ООПТ (городские леса и парки, зеленые зоны, памятники садово-паркового искусства, биостанции, микрозаповедники, охраняемые природные ландшафты, речные системы, береговые линии и др.). Общее число различных категорий ООПТ в России составляет более 250. ООПТ могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

Развитие территориальных форм охраны природы в России по сравнению с другими странами отличается очень большой спецификой. Это связано, прежде всего, с размерами территории страны, значительная часть которой не затронута деятельностью человека, низкой средней плотностью населения (при очень высоких региональных контрастах), научными традициями, в соответствии с которыми в развитии ООПТ долгое время упор делался на организацию заповедников. На начало 2002 г. в стране насчитывалось более 13 тыс. особо охраняемых природных территорий различного ранга площадью около 1,5 млн. км 2 . Общая площадь ООПТ федерального значения составляет около 2,7% площади страны, а всех ООПТ (федерального, регионального и местного значения) – примерно 8%. Это меньше, чем во многих других странах, однако необходимо учитывать то обстоятельство, что около половины площади страны занимают территории, практически не затронутые хозяйственной деятельностью. Если же рассматривать абсолютные показатели, то суммарная площадь всех российских ООПТ превышает площадь таких европейских стран как Франция, Германия и Италия, вместе взятых. Одна крупная российская охраняемая природная территория может превышать размеры среднего европейского государства, например, Нидерландов.

Внутри субъектов РФ распределение ООПТ очень неравномерное. Так, в Кабардино-Балкарии, Адыгее и на Камчатке суммарная площадь ООПТ всех уровней составляет около 30% площади региона, в то время как в Тамбовской области и Ставропольском крае эта величина равна 0,4% .

1.1 Заповедники

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие особое природоохранное, научное и эколого-просветительское значение .

В соответствии с классификацией МСОП, заповедники относятся к первой категории ООПТ, для которой предусмотрен наиболее полный и строгий режим охраны природы. Заповедники утверждаются постановлением правительства РФ, при этом земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на их территории, предоставляются им в пользование (владение). Изъятие земельных участков и других природных ресурсов заповедников запрещается, они полностью изымаются из оборота. На территории заповедников запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории. На прилегающих к территориям заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Заповедник – наиболее жесткая по природоохранным ограничениям организационная форма охраны природных территорий, которая возникла и развивалась именно в России. Само слово «заповедник» (считается, что это понятие изначально применялось к священному лесу, защищенному православной церковью) довольно трудно переводится на другие языки, и в англоязычных странах аналогом ему служит «строгий резерват» (strict reserve). Однако это не вполне точно передает суть российских заповедников как особой категории ООПТ, поэтому в последнее время в международной практике все чаще используется термин «zapovednik».

Основы современной концепции заповедников заложены в конце XIX – начале XX веков в работах выдающихся русских ученых-естествоиспытателей В.В. Докучаева, И.П. Бородина, Г.Ф. Морозова, Г.А. Кожевникова, В.П. Семенова-Тян-Шанского и др. По их мнению, в заповедниках должны исследовать природу, сохраняемую в полной неприкосновенности, для выявления ее законов, знание которых необходимо для разумного использования природных богатств. Эта идея прошла «красной нитью» через всю историю заповедного дела, однако в разное время взгляды на задачи заповедников менялись. Последнее обстоятельство было связано как с деструкцией природы страны, так и с изменением научных взглядов на охрану природы, в том числе под влиянием идеологии и экономической политики. История заповедного дела в России подробно рассматривается в специальных монографиях .

Задачи, возлагаемые на заповедники, формулируются следующим образом:

1) поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и сохранение биоразнообразия;

2) проведение экологического мониторинга, в том числе путем ведения «Летописи природы»;

3) проведение научно-исследовательской работы;

4) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы;

5) экологическое просвещение;

6) участие в государственных экологических экспертизах по проектированию строительства, реконструкции и расширению хозяйственных объектов. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

На 1.01.2002 г. в России имелось 100 заповедников общей площадью 33,17 млн. га, что составляет примерно 1,56% ее площади. Сеть российских заповедников имеет широкое признание в мире. Международный статус биосферных резерватов имеют 27 заповедников, 9 находятся под юрисдикцией Конвенции об охране Всемирного наследия, 10 входят в сеть водно-болотных угодий международного значения. Разработан перспективный план дальнейшего развития сети заповедников на период до 2010 г. с учетом их роли в сохранении биоразнообразия и как эталонов природы.

Несмотря на многочисленные коллизии, преследовавшие заповедники в разные годы, сеть заповедных территорий, сформировавшаяся в России – выдающееся достижение отечественных энтузиастов охраны природы, не имеющее аналогов во всем мире. Можно сказать, что это один из самых весомых вкладов России в мировую цивилизацию в XX в. Классическим, исходным принципом заповедного дела является абсолютная неприкосновенность изъятых из любого хозяйственного использования строго охраняемых природных объектов. Ни одна страна в мире не создавала на таких площадях ООПТ на принципе полного невмешательства человека в природные процессы. Представляется, что подобный феномен возможен только в России с ее огромной территорией и особым менталитетом научной общественности.

В настоящее время положение с заповедниками сложилось довольно противоречивое. Некоторые ученые считают, что провозглашенные отечественной наукой принципы заповедности не выдержали испытания реальностями жизни и вошли с ней в глубокое, возможно, даже неразрешимое противоречие, и значительное число заповедников являются не «эталонами природы», а «хозяйствами на природе» . Высказывается также мнение, что нынешняя сеть заповедников не соответствует современным социально-экономическим условиям и возможностям государства (согласно существующему законодательству, заповедники – некоммерческие природоохранные учреждения, финансируемые из федерального бюджета). Сторонники другой точки зрения считают, что, несмотря на нынешние трудности, необходимо сохранить и расширить сеть заповедников как уникальных «лабораторий природы», имеющих исключительное значение для человечества, а разрушение или даже трансформация сложившейся сети заповедников – это преступление перед нынешним и будущими поколениями людей.

На наш взгляд, ближе к истине лежит последняя точка зрения. Это, однако, не исключает некоторых аспектов эволюционного (не революционного) реформирования заповедной системы. Научной общественностью давно обсуждается возможность разделения заповедников на абсолютные и частично управляемые. Исторически в России сложилось так, что некоторые заповедники создавались в местах, где целесообразнее была бы организация национальных парков. Нуждаются в уточнении особенности организации и функционирования биосферных резерватов, которые в России не всегда обоснованно относят к биосферным заповедникам. Обсуждается необходимость реформирования управления всей системой ООПТ, в которой заповедники занимали бы центральное место. Однако эти и, возможно, другие аспекты реформирования ООПТ должны основываться на проверенных временем и практикой основных принципах заповедного дела. При этом безусловным приоритетом должно стать сохранение целостной сети заповедников, имеющих почти вековую историю, отражающих и сохраняющих разнообразие природы России, поддерживающих биоразнообразие и исключенных из хозяйственного использования .

1.2 Национальные парки

Национальные парки (НП) – особая форма организации охраняемых природных территорий, где совмещаются задачи сохранения природных и историко-культурных объектов с организацией активного познавательного отдыха.

Все мировое разнообразие НП в принципе соответствует единому международному стандарту, закрепленному в решении Х сессии Генеральной Ассамблеи МСОП в 1969 г.: национальный парк-это сравнительно большая территория, где: 1) экосистемы в результате эксплуатации и пользования человеком существенно не изменены, геоморфологические участки, виды животных и растений и места их обитания представляют собой научный, просветительский и рекреационный интерес, ландшафты характеризуются удивительной красотой; 2) высочайшими и компетентными органами власти страны предприняты шаги к предотвращению или исключению хозяйственного использования природных ресурсов на всей территории и к обеспечению эффективного соблюдения правил поведения; 3) посетители пребывают по специальному разрешению для просвещения и реализации культурных и рекреационных потребностей .

Первые НП России (Лосиноостровский и Сочинский) были образованы лишь в 1983 г. Основная причина заключалась в том, что в бывшем СССР приоритет среди всех ООПТ отдавался только заповедникам.

Однако на протяжении всей истории существования заповедной сети России видные ученые и общественные деятели не раз обращались к этой идее. Особенно широко этот вопрос обсуждался после создания первого в бывшем Союзе Лахемааского НП в Эстонии, учрежденного в 1971 г. Вслед за ним в течение 70-х годов было создано по одному НП в Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Армении, Киргизии, Узбекистане. И только Россия с ее обширной территорией и огромным разнообразием природных и социально-экономических условий до начала 80-х годов продолжала обсуждение самой идеи. Итогом дискуссии стало утверждение в 1981 г. «Типового положения о государственных природных национальных парках».

За сравнительно короткий период (с 1983 г. по начало 2002 г.) количество российских НП достигло 35, что составляет примерно одну треть числа заповедников, система которых формировалась на протяжении более 85 лет. Если сравнивать с мировой системой ООПТ, то здесь положение прямо противоположное: строгих природных резерватов (типа наших заповедников) примерно в 3 раза меньше, чем НП (соответственно, около 16 и 42% всего количества ООПТ в целом).

Можно считать, что в целом сеть НП состоялась как системное образование. Значительную роль в этом сыграло принятие в 1995 г. Закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях», впервые определившего правовой статус НП в нашей стране. Статья 12 раздела III гласит: «Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма» .

При организации НП вся территория или ее часть изымается из прежнего хозяйственного использования и предоставляется в ведение парка. На староосвоенных землях НП обычно имеют в своих границах участки других землепользователей, в том числе сельскохозяйственные угодья, земли поселков и городов. Такая модель функционирования называется европейской. В некоторых НП России участки, не изъятые из хозяйственного использования, могут занимать до половины его площади, а то и более (Мещерский НП и «Русский Север» – по 54%, «Орловское Полесье» – 58%). В 12 национальных парках доля площади иных землепользователей составляет более 25% (рис. 1).

Рис. 1. Доля площади иных землепользователей в границах национальных парков: 1 – менее 1%, 2 – 1–10%, 3 – 10–25%, 4 – 25–50%, 5 – 50–75%

Парки, расположенные в районах нового освоения или в слабоосвоенных регионах, обычно владеют всей или почти всей территорией («Паанаярви», «Югыд ва». Забайкальский и др.). Это так называемая североамериканская модель функционирования.

Согласно Федеральному закону, на НП возложено выполнение следующих основных задач:

1. сохранение природных комплексов и уникальных природных и историко-культурных объектов;

2. экологическое просвещение населения;

3. создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

4. осуществление экологического мониторинга и др.

Помимо общих для всех НП задач, каждый из них в силу специфики своего местоположения, природных условий и истории развития территории выполняет еще и ряд дополнительных функций. Так, НП вблизи крупных агломераций и (или) в популярных туристско-рекреационных районах призваны сохранить относительно слабо измененную природную среду и историко-культурные объекты от влияния промышленности, лесного или сельского хозяйства» с одной стороны, и от деградации экосистем под влиянием массового отдыха и туризма, – с другой. К таким НП, прежде всего, относятся Лосиноостровский, «Русский Север», Приэльбрусский и некоторые другие.

Вокруг НП, как и вокруг заповедников, выделяется так называемая охранная зона, ширина которой зависит от природных и социально-экономических условий. Территория охранной зоны остается в ведении прежних землепользователей, но хозяйственная деятельность обязательно согласовывается с администрацией парка.

Существует целый ряд видов деятельности, противоречащих целям и задачам всего НП и потому полностью запрещенных в его пределах. К ним относятся разработка полезных ископаемых, распашка, выпас скота, практически все виды рубок деревьев, дачное строительство и т.д. Некоторые виды деятельности, в целом не противоречащие задачам НП, но вызывающие локальные нарушения природной среды, разрешены только в специально отведенных местах. Это массовые спортивные и зрелищные мероприятия, организация туристских стоянок, разведение костров, любительская рыбная ловля.

По территории России НП распределены неравномерно. Больше половины из них (21) расположены в европейской части страны. Еще 3 находятся на Кавказе и 5 на Урале. Таким образом, на всю обширную территорию Сибири приходится всего лишь 6 НП, причем все они сосредоточены в горах Южной Сибири. На остальной территории (Крайний Север, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток) пока не создано ни одного НП.

Перспективные предложения по созданию НП охватывают как территории нового и старого освоения, так и нетронутые ландшафты. Приоритетными критериями выбора территории для создания НП являются следующие :

– наличие представительных образцов экосистем и биоты, уникальных образцов геологических и геоморфологических процессов, редких и исчезающих видов организмов, внесенных в Красную книгу России;

– возможность поддержания важнейших природных процессов и экосистем, существенных для сохранения экологической стабильности крупных регионов;

– наличие историко-культурных памятников национального значения в природном окружении;

– наличие условий для организации охраняемых территорий международного значения (приграничные ООПТ, объекты Всемирного наследия, биосферные резерваты и т.п.);

– значимость для развития экологического просвещения и туризма.

Согласно распоряжению правительства России, принятому в 2001 г., в течение 10 лет должно быть создано 12 новых НП. В результате их общая площадь, составляющая в настоящее время 6,6 млн. га, увеличится еще примерно на 10 млн. га.

1.3 Природные парки

Наряду с национальными парками, в мире существует еще одна форма ООПТ, в пределах которой совмещаются задачи сохранения природных ландшафтов и историко-культурных объектов с организацией познавательного отдыха и туризма. Это природные парки. Как обособленное понятие они возникли в мире чуть позднее НП: первый природный парк был создан в 1909 г. в Германии. За прошедшие годы их организация приняла широкий размах, особенно в сильно урбанизированных странах Западной Европы. Так, из 5,6 тыс. природных парков 2,6 тыс. приходятся на европейский регион. В различных странах к этой же категории относят охраняемую ландшафтную область и охраняемый ландшафт. Сюда же можно отнести и региональный природный парк по классификации Н.В. Максаковского .

Всемирная комиссия по охраняемым территориям МСОП относит природные парки к категории охраняемых ландшафтов, т.е. ООПТ, созданных именно для сохранения природы и рекреационного использования.

В России природный парк – это одна из новых и еще не устоявшихся по содержанию форм ООПТ.

Впервые понятие природного парка в России было закреплено в 1995 г. в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях». До этого фактически они были «слиты» с НП на основании действующего в то время «Типового положения о государственных природных национальных парках».

Согласно Закону, под природными парками понимаются «природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях» . Главное юридическое отличие природных парков от национальных парков заключается в их подчинении: они не относятся к объектам федеральной собственности, а находятся в ведении субъектов Российской Федерации;

Природные парки могут располагаться не только на тех землях, что предоставлены им в бессрочное пользование, но и на землях других землепользователей. В последнем случае все организации, деятельность которых осуществляется в границах парка или его охранной зоны, должны согласовывать свои действия с руководством парка.

В целом задачи природных парков аналогичны перечисленным выше задачам охраняемых ландшафтов мира. Эти задачи определяют режим охраны и использования территории, а также наличие различных функциональных зон: заповедной, рекреационной, историко-культурной и др. Перечень функциональных зон для каждого парка определяется в соответствии с природными, социально-экономическими и историческими условиями.

Первые природные парки России, отвечающие этому статусу не только по названию, но и по содержанию, были организованы в 1995 г. На начало 2002 г. их насчитывалось 40. Основания для выбора территории под природные парки могут быть самыми разными. Приведем несколько примеров.

Одними из первых в 1995 г. были созданы природные парки Камчатки: Быстринский, Южнокамчатский и Налычевский.

Помимо чисто территориальных природных парков, существуют в России и такие, которые включают не только сушу, но и водные пространства. Это парк «Остров Монерон», учрежденный в 1995 г. Он расположен в 50 км к западу от юго-западной оконечности Сахалина и включает сам остров площадью 1700 га и окружающее его водное пространство акватории Японского моря (2 морские мили от берега) в качестве охранной зоны. Вся сухопутная часть парка находится в ведении Сахалинской области, а морское пространство – федеральная собственность. Организация первого в нашей стране морского природного парка потребовала нестандартных методов функционального зонирования территории и акватории, определения рекреационной емкости парка и др. .

В списке природных парков России значатся также четыре ООПТ Республики Саха (Якутия). Наиболее известный из них парк «Ленские Столбы» (485 тыс. га). По Закону этой республики об ООПТ, утвержденному чуть позже федерального закона, но в том же 1995 г., эти парки относятся к особой категории – национальные природные парки, которые являются для Якутии природоохранным учреждением высшего ранга. Но поскольку они находятся в подчинении субъекта федерации, по российскому законодательству они относятся к категории природных.

Помимо государственных природных парков, существует в нашей стране, в Амурской области, единственный в своем роде «частный» Муравьевский парк устойчивого природопользования (1996 г.). Учредителем парка является общественная организация – Социально-экологический союз. Срок аренды территории – 49 лет. Это одно из ключевых мест гнездования журавлей. За время существования парка количество видов журавлей, гнездящихся на этой территории, заметно увеличилось и сейчас составляет шесть из семи видов, обитающих в России.

Природные критерии выбора территории для создания природных парков в целом повторяют таковые для НП. Практически единственное отличие их заключается в том, что рекреационная ценность ландшафтов для природных парков в определенном смысле важнее экологической. Так, при выборе территории под природный парк совсем не обязательно наличие представительных образцов экосистем, редких и исчезающих видов флоры и фауны. Для него важнее высокая эстетическая ценность природной территории, которая в большинстве случаев непосредственно связана с хорошей сохранностью экосистем.

Природные парки особенно необходимы в условиях высокой освоенности региона человеком, там, где от естественной природы остались лишь ее островки, окруженные хозяйственно преобразованной территорией. Организация природных парков особенно актуальна для Московской, Тульской, Курской и других областей Центральной России. Здесь они будут представлять удачную форму удовлетворения рекреационных потребностей населения, с одной стороны, и сбережения природных ресурсов, – с другой. Режим природных парков будет способствовать ограничению хозяйственной деятельности в пределах территорий, ценных в рекреационном и познавательном отношении, поможет упорядочить рекреационную деятельность, будет препятствовать дигрессии наиболее посещаемых участков .

1.4 Заказники

Государственными природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса .

Заказники могут осуществлять как землепользование на своей территории, так и организовываться на землях других землепользователей. На территориях заказников (либо их отдельных участках) постоянно или временно запрещается или ограничивается любая хозяйственная деятельность, если она противоречит целям их создания или наносит ущерб природным комплексам и их компонентам.

Вследствие определенной гибкости вводимых природоохранных ограничений (в зависимости от специфики местных условий хозяйственная деятельность может или полностью запрещаться, или допускаться некоторые ее виды), заказники – одна из наиболее распространенных в России категорий ООПТ. К тому же, это весьма древняя форма охраны охотничьих угодий и их обитателей, известная еще со времен Киевской Руси. Предполагается, что именно тогда появилось слово «заказ», под которым понималось временное ограничение использования охотничьих ресурсов .

До некоторого времени заказники по традиции служили типично охотничьими воспроизводственными и резервными участками, образованными на определенный срок, необходимый для восстановления истощенных охотничьих ресурсов. Однако в конце 50-х годов в России стали появляться заказники республиканского значения, отличающиеся от местных более строгим режимом охраны, комплексностью, лучшей материально-технической базой, неограниченным сроком действия. Подобное деление зафиксировано и в законе, где сказано, что в зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных объектов заказники могут иметь федеральное или региональное значение. Несмотря на одинаковое название – «заказник» – в практической деятельности разница между федеральными и региональными заказниками весьма существенна. Помимо значительно более строгого и комплексного режима охраны, федеральные заказники проходят стадию специальных проектных изысканий, в них иногда ведется экологический мониторинг, фенологические наблюдения, проводятся учеты численности охотничьей фауны, имеется собственный штат охраны.

На конец 2001 г. в России имелось более 3 тыс. заказников общей площадью более 60 млн. га (примерно 3,5% площади страны), в том числе 68 заказников федерального значения (13,2 млн. га, или около 0,8%). Площади отдельных заказников сильно варьируют: самый большой из них «Земля Франца Иосифа», образованный в 1994 г., имеет площадь 4,2 млн. га (причем на собственных землях), а в староосвоенных регионах есть заказники площадью несколько гектаров.

В целом заказники имеют весьма существенное значение среди разных категорий резерватов и часто составляют основу региональных систем ООПТ. Из-за своего разнообразия, многочисленности, эластичности, возможности размещения в сильно различающихся по природным и социально-экономическим условиям регионах они представляют как бы поддерживающую систему в отношении ООПТ с более жестким режимом охраны (заповедники и национальные парки), повышающую эффект их деятельности. Кроме того, заказники (в первую очередь федерального значения) являются своеобразным резервом, из которого в случае необходимости и целесообразности природные объекты могут переводиться в заповедную сеть. .

1.5 Памятники природы

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения .

По классификации МСОП, памятники природы относятся к III категории ООПТ, которая в качестве основной задачи предусматривает охрану природных достопримечательностей. Памятник природы (ПП) – одно из наиболее популярных понятий, связанных с охраной природных объектов, широко используемое не только в науке, но и в обыденной жизни. Возникновение термина связывается с именем А. Гумбольдта, который применил его в 1818 г. по отношению к обнаруженному им необычному по размерам и возрасту дереву. Дошедшая до нашего времени распространенность этого понятия, очевидно, обязана его простоте и образности. Охрана памятников природы получила широкое распространение во многих странах Европы в начале XX в. Здесь в качестве памятников природы сохранялись отдельные старые или редкие деревья, аллеи, валуны, скалы, пещеры, источники и др. В России выделение памятников природы получило большую популярность в 20-е годы XX в. Энтузиастами охраны природы был составлен список памятников природы, включающий около 250 природных объектов, часть из которых в качестве памятников природы существуют и поныне.

Основная цель объявления природных комплексов и других объектов памятниками природы – сохранение их в естественном состоянии. Согласно действующему в России законодательству, эта цель может достигаться как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у других землепользователей (последний вариант менее благоприятен с природоохранной точки зрения, однако на практике наиболее распространен). Перечень объектов, имеющих статус памятников природы, очень широк . К ним могут относиться: участки живописных местностей; эталонные участки нетронутой природы; объекты культурного ландшафта; места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных; лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам, а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; уникальные формы рельефа и связанные с ними природные комплексы; термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты); отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, гроты).

В целом такая категория ООПТ, как памятник природы, очень распространена и имеет исключительное значение для охраны мелких элементов ландшафта, что особенно важно в староосвоенных регионах для поддержания экологически сбалансированной пространственной структуры ландшафтов. К числу негативных сторон этой формы ООПТ в нашей стране следует отнести то, что непосредственная охрана памятников природы часто возлагается на юридических или физических лиц, не имеющих прямого отношения к охране природы (как правило, это землепользователи), что не способствует эффективной охране данных объектов.

1.6 Другие категории ООПТ

Помимо рассмотренных выше пяти категорий ООПТ, для которых характерна сравнительно высокая сохранность естественной природной среды, федеральный закон дает право считать таковыми и некоторые другие учреждения природоохранного и лечебно-рекреационного профиля, имеющие в своих границах не только чисто природные, но и антропогенно измененные или даже полностью искусственно созданные экосистемы. Закон содержит их расширенное определение, режим особой охраны и особенности финансирования.

1.6.1 Дендрологические парки и ботанические сады

Детальная регламентация вопросов создания, функционирования и поддержания режима дендрологических парков и ботанических садов содержится в отечественном законодательном акте впервые. При этом закон не устанавливает особых различий между этими двумя формами ООПТ, поскольку и те, и другие имеют сходные задачи: создание специальных коллекций растений в целях сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления на этой базе научной, учебной и просветительской деятельности. Земельные участки, на которых находятся дендропарки и ботанические сады, передаются им в бессрочное пользование, независимо от того, какое значение и соответственно подчинение они имеют – федеральное или региональное.

В нашей стране насчитывается 56 ботанических садов и 24 дендрологических парка и дендрария. Ведомственное подчинение у них различно: Российская академия наук (РАН), отделения и научные центры РАН, Рослесхоз, госуниверситеты (в том числе ботанический сад МГУ), сельскохозяйственные, лесохозяйственные и педагогические вузы и некоторые другие организации.

Режим охраны дендропарков и ботанических садов предусматривает запрещение на их территории всякой деятельности, не связанной с выполнением их прямых задач и ведущей к нарушению сохранности объектов растительного мира.

В дендропарке или ботаническом саду могут выделяться и другие участки, соответствующие их природным условиям и особенностям функционирования. Так, в границах ботанического сада Амурского научного центра ДВО РАН выделены заповедная зона (леса 1 группы), активная зона и территория дендрария .

Согласно Федеральному закону, к особому типу ООПТ относятся территории (с прилегающими к ним акваториями), обладающие лечебными ресурсами и пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Они носят название лечебно-оздоровительных местностей. Их экосистемы нередко характеризуются значительными изменениями в результате хозяйственной деятельности человека. Отнесение же их к ООПТ связано главным образом с тем, что они используют природный ресурс и нуждаются в его сохранении в естественном виде на неопределенно долгое время. При этом в понятие лечебных ресурсов входят минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат и некоторые другие природные объекты и условия.

К этому же типу охраняемых объектов относится и курорт – освоенная территория, располагающая не только природными лечебными ресурсами, но и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями и уже используемая в лечебно-профилактических целях.

Как лечебно-оздоровительные местности, так и курорты могут быть федерального, регионального и местного значения и, соответственно, находиться в ведении федеральных органов государственной власти, субъекта федерации или органов местного самоуправления.

На основании Федерального закона правительству России, органам исполнительной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления дано право устанавливать и иные категории ООПТ, помимо тех, что рассмотрены выше. К ним относятся территории, где находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, биологические станции, микрозаповедники и др.

Как и некоторые из рассмотренных выше основных категорий ООПТ, подобные объекты могут иметь различное значение или уровень: федеральный, региональный или местный. Примером такой категории ООПТ федерального значения могут служить водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы, утвержденные специальным постановлением правительства России в 1996 г.

Гораздо шире список региональных ООПТ, устанавливаемых субъектами федерации. Например, Республика Саха (Якутия) среди своих ООПТ имеет национальные природные резерваты, национальные ресурсные резерваты и охраняемые ландшафты.

Количество специальных ООПТ, созданных на местном (муниципальном) уровне, пока незначительно. В «Комментариях к федеральному закону…» , откуда взяты и перечисленные примеры, содержится всего один объект, признанный как наиболее удачный. Это экологический парк «Черное озеро» в Засвияжском районе г. Ульяновска.

Список литературы

1. Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 119 с.

2. Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. // Сборник руководящих документов по заповедному делу. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000. С. 14–34.

3. Штильмарк Ф.Р. Историография российских заповедников. М.: ЛОГАТА, 1996. 340 с.

4. Национальные парки России. Справочник. Под ред. И.В. Чебаковой. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 1996. 198 с.

5. Мельченко В.Е. Использование ландшафтного метода в процессе проектирования национальных парков. Автореферат дис. на соиск. ученой степени канд. географ, наук. Моск. ун-т, географ, ф-т, 1995. 24 с.

6. Иванов А.Н. Морской природный парк «Остров Монерон» // Энергия. 1996. №6. С. 77–82.

7. Чижова В.П. Национальный или природный? // Охота и охотничье хозяйство, 1988, №4. С. 12–13.

8. Зыков К.Д. Заказники в системе охраняемых природных территорий // Национальные парки и заказники. М.: ABF, 1996. С. 248–251.

9. Соболев Н.А. Особо охраняемые природные территории и охрана природы Подмосковья // 4-е научные чтения памяти Н.Ф. Реймерса. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. С. 26–56.

10.Степаницкий В.Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях». 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2001. 247 с.

Охраняемые природные территории весьма разнообразны. В одних случаях - это монолитные площади, включающие сотни и тысячи гектаров; в других - они состоят из небольших участков, иногда разобщенных между собой. Общая суммарная площадь таких участков достигает тысяч гектаров, но каждый из них может тянуться лишь узкой прерывистой лентой. В третьих случаях природные охраняемые территории занимают немногие десятки, а иногда, даже единицы квадратных метров.

Назначение ОПТ так же неодинаково, но их общая роль - природоохранная в самом широком смысле:

    Охрана человека как части природы;

    Охрана окружающей его среды, природных ландшафтов, хозяйственно-технических и жилых объектов;

    Поддержание экологического равновесия во всех эксплуатируемых или непосредственно неиспользуемых угодьях в любых географических зонах.

Затрагивая природные охраняемые территории, обычно подразумевают сушу. Однако не менее важны особо охраняемые акватории в составе континентальных и морских водоемов. Принципиальной разницы в их функционировании нет, поэтому в дальнейшем, говоря об особо охраняемых природных территориях, мы будем подразумевать также и акватории.

Для охраняемых природных территорий характерна трехмерность (объемность). Охраняемая экосистема, включающая живые организмы как управляющую подсистему, никогда не бывает плоскостным образованием. Она всегда включает часть литосферы, гидросферы и атмосферы. Разница заключается лишь в степени участия этих оболочек в формировании средообразующих компонентов той или иной экосистемы.

При выборе участков для особой охраны можно выделить три господствующих подхода:

    Необходимость охраны природных ресурсов.

Этот весьма древний подход к выделению ОПТ основан на глубоком опыте. Подобным образом выделяются водоохранные, почвозащитные, склонозащитные и некоторые другие участки.

    Необходимость охраны генетических ресурсов.

Это первопричина второго подхода. Так возникали различные формы заказников, заповедников и резерватов.

Поскольку этот довод недостаточен, чтобы отказатьсяот различных хозяйственных перспектив, во главу угла была поставлена возможность выделения территорий для сохранения их эстетической ценности ввиду их малой традиционно-экономической значимости для общества. Такой первоначально интуитивно-эмоциональный подход позже привел к созданию национальных парков и подобных им территорий как особого типа доходных предприятий рекреационного назначения.

Комплексность, интегральность природных явлений бывает настолько тесной, что с экологических позиций оторвать ресурсоохранную функцию от средообразующей и видоохранной практически невозможно. Можно говорить лишь о доминирующем значении той или другой функции. Даже те участки природы, которые предназначаются для охраны инженерных объектов (объектозащитные) играют множество других ролей. Поэтому при дальнейшем рассмотрении всех вопросов необходимо иметь в виду условность размежевания целей и функций охраняемых природных территорий.

Как уже было сказано, такие территории создаются, прежде всего, для поддержания целесообразного экологического равновесия биосферы и ее подразделений, а также среды жизни и здоровья людей.

Исключение охраняемых природных территорий из интенсивных форм эксплуатации делается не потому, что эти земли неудобны или плохи для человечества, а потому, что они выполняют, чаще всего без дополнительных вложений сил и средств, крайне важную, хотя и специфическую роль. Особенность охраняемых природных территорий , прежде всего, заключается в том, что их выделяют для особых эколого-социально-экономических целей, на них ведут хозяйство (за исключением абсолютных заповедников) по особым нормам и правилам, без существенного отчуждения природного вещества с их площадей, причем, эти нормы и правила закрепляются законодательно.

Уровень капиталовложений в такие участки невелик, а получаемый эффект весьма значителен в эколого-экономическом и социальном планах.

Таким образом, охраняемые природные территории по существу не изымаются из сферы природопользования, только его форма существенно изменяется, и в этом то и состоит не всегда уловимая граница между «обычными» и «особыми» землями. Трудность усугубляется спорностью определения понятия «традиционное хозяйство». Так, например, туризм и рекреация считаются нетрадиционными формами использования природных ресурсов. Считается, что горожанин, дышащий свежим воздухом в пригородной зеленой зоне, не причиняет ущерба красотам природы, хотя и пользуется ими (причем, это связано с поддержанием здоровья, повышением производительности труда и т.д.). Однако, если участок леса наполнен массой туристов и отдыхающих, которые причиняют конкретный и весьма существенный ущерб природным комплексам, то мы вправе считать такое пользование вполне традиционным и даже губительным.

При этом необходимо учитывать определенный разрыв между теоретическими научными представлениями и тем, что мы имеем на практике.

Рассмотрим общие требования природно-заповедного режима как организацию заповедной охраны природы.

Цель заповедной охраны природы состоит в сохранении эталонов природной среды, естественных экосистем, генетического фонда растений и животных, типичных, редких и достопримечательных природных образований для изучения природных процессов, контроля за изменением естественной среды под влиянием хозяйственной и рекреационной деятельности, разработки научных основ природопользования, пропаганды знаний о природе и идей ее охраны.

В соответствии с поставленной целью объектами заповедной охраны природы становятся те участки особо охраняемых территорий, которые представляют собой естественную, неокультуренную среду, способную по своим природным качествам выполнять необходимые для достижения указанной цели экологические, генетические, эколого-культурные функции.

Методом осуществления работы ООПТ является режим заповедания (от слова «заповедь» - правило, положение, служащее руководящим указанием), предусматривающий охрану природных комплексов и объектов путем полного или ограниченного исключения их из сферы хозяйственного или рекреационного вмешательства человека.

Режим заповедования не только объединяет все объекты и комплексы природно-заповедного фонда, но и служит средством разграничения их по определенным формам заповедания. В зависимости от степени и сочетания запретов на вмешательство в естественные процессы природных комплексов и объектов и разрешения хозяйственной и рекреационной деятельности, не противоречащей целям заповедания, различаются природно-заповедные комплексы и объекты:

    абсолютно-заповедного режима (заповедники, памятники природы),

    относительно-заповедного (заказники)

    смешанного режима (национальные или природные парки).

Абсолютно-заповедный режим исключает хозяйственную и рекреационную деятельность и любое вмешательство в ход естественных процессов, если оно несовместимо с целями заповевания данного объекта или комплекса.

Режим относительного заповедания допускает эксплуатационную деятельность и иное вмешательство, но в рамках выполнения тех задач, которые поставлены перед соответствующим природно-заповедным комплексом или объектом.

Смешанный природно-заповедный режим сочетает в пределах одного и того же комплекса или объекта абсолютный запрет, распространяемый на отдельные участки или виды деятельности, с разрешением эксплуатационного использования в отношении других участков природы.

Однако, независимо от конкретного вида природно-заповедного режима, неизменным остается общее требование заповедания, заключающееся в запрещении любого вмешательства в естественное состояние природного комплекса или объекта, если оно противоречит той цели, для достижения которой осуществляется его заповедание.

Загрузка...
Top