Когда читать сказки? Чем опасно раннее развитие и когда можно учить ребёнка читать? Когда начинать читать сказки малышу

Сказки можно начинать читать уже тогда, когда вы только забеременели, ведь малыш чувствует эмоции будущих родителей и вскоре начинает слышать их голоса. Чтение сказок успокаивает и маму и ребенка и создает их крепкую связь. В такое время подойдут стихотворения, добрые неэмоциональные , желательно русские народные произведения. Не забывайте также об успокаивающей музыке и колыбельных. Поверьте, ребенок всё чувствует и понимает!

Главным правилом при определении сказки после рождения послужит правило “сказки по возрасту”. В раннем детстве отлично подойдут сказки коротенькие с достаточным количеством звуков, подражающих животным. Мяу-мяу, кар-кар и тому подобные короткие фразы помогут ребенку быстрее начать говорить самому. Ведь ему так интересно повторять всё за вами!

Когда ребенку исполнилось 4 годика, станут важны сказки с сюжетами, яркими событиями, эмоциональными переживаниями за героев. В таком возрасте самое время подбирать сказки, в которых решаются общие проблемы добра и зла, их уже можно обсуждать совместно и учиться решать. Лет до шести основу вашей сказочной библиотеки должны будут составить сказки про животных. После 6 лет сказка должна содержать уже конкретный сюжет и идеальными станут авторские сказки, проверенные временем. Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен – отличный выбор.

С 7 и до 11 лет пора начинать читать сказки Линдгрен, Милна, Родари… Превосходно будет, если ребенок будет читать их уже сам, но, конечно, с вашей помощью. Помните: первая книга, прочитанная ребенком, запомнится ему навсегда! Не забудьте также начать читать сказки Пушкина в стихах.

Ваш ребенок уже в подростковом возрасте? Не думайте, что сказки ему больше не нужны. На смену детским сказкам приходят вполне взрослые, с приключениями и фантастикой. Хороший пример: Приключения Электроника.

И напоследок: если даже вы не выбираете сказки онлайн, а предпочитаете покупать книги, внимательно следите за тем, чтобы изложены сказки были в оригинале, а не в современном варианте. В любом случае перед началом чтения, перечитайте текст сами. Это связано с проблемой появления огромного количества книг, которые красивы на вид, но текст их порой искажен до безобразия.

Каждая мама читает своему любимому малышу. Будь то сказки, детские книжки, или просто глянцевый журнал – малышу нравится слушать все. Главное для него, не столько содержание услышанного, сколько любимый мамин голос, обращённый к нему с чтением.

У каждого свой подход, я же поделюсь с вами своим.

Глебовы книжки

Читать Глебу я начала ещё будучи беременной. Вроде, ему нравилось – активно толкался и бил по почкам. Старалась все то, что читала в те месяцы — читать вслух. Из детских книжек читала только любимого мною Винни-Пуха, а все остальное — то, что интересовало меня. Таким образом, мой ребёнок знаком с основами квантовой механики, выпечкой в аэрогриле и шедеврами Франсуазы Саган.

Книги нам дарили родственники и друзья, иногда покупала сама. Таким образом, на данный момент, у нас собралась неплохая коллекция – у Глеба уже есть целая собственная книжная полка. Там есть и детские книжки-развивалки, и сказки, и обучающие материалы. Есть ещё мои детские книжки, которые бережно сохранила моя мама, а также мягкие плюшевые книжки и прорезиненные книги для купания.

Глебу книжки нравятся очень . Во-первых: их можно погрызть, обсосать и облизать, во-вторых: с ними можно весело играть – класть одну книжку на другую, собирать из них пирамидки, в-третьих: мама, глядя в них, начинает весело что-то рассказывать (это, конечно, не так интересно, как предыдущие два достоинства книг, но тоже неплохо). Слушать в моем исполнении Глеб любит Корнея Чуковского («Телефон», «Мойдодыр» и «Тараканище») и Пушкина (собрание сказок) — сын любит классику. Думаю, такая любовь обусловлена ритмичностью стихов, так как содержание он вряд ли ещё понимает.

Недавно в коллекции появились «Рукавичка», «Гадкий утёнок» и «Кошкин дом», подаренные бабушкой. Там очень замечательные яркие иллюстрации, привлекающие детское внимание всецело и надолго.

Найди героя

Как-то во время чтения очередной книжки, мне в голову пришла идея новой развивающей игры для сына. Назвали мы её «найди героя» . Суть её, как вы уже догадались по названию, заключается в поиске определённого героя книжки. Работает это так: показываем на обложке малому, например, в книжке о гадком утёнке главного героя – непосредственно самого утёнка, а потом просим малыша найти утёнка на других страницах.

Желательно выбрать такого героя, чтоб он встречался на каждой странице книжечки, тогда интереснее получается процесс поисков. Благодаря этой игре мы во-первых: учимся самостоятельно переворачивать странички (надо же и дальше находить утёнка), во-вторых: развиваем наблюдательность (ищем утёнка среди остальных героев), в- третьих: учим новые слова (само слово «утёнок», а также параллельно – названия всех остальных героев, с которыми сынуля, поначалу, путает утёнка).

Игра очень забавная и развивающая, у сына — восторг полнейший, когда наконец-то, заветные утёнок или котёнок оказываются найденными. Можно совмещать с параллельным чтением книги, тогда задействуется и слуховое восприятие. В общем, в этой игре есть огромное поле для совершенствования.

В заключение

Читать или не читать малышу? Судя по моему опыту — однозначно читать! Это отличное времяпрепровождения и для ребёнка и для его родителей, весёлое и полезное. И не важно, когда начинать читать своему чаду: ещё во время беременности, или когда малышу исполнится год. Важно мамино и папино внимание и совместное весёлое времяпрепровождение, которое легко может обеспечить чтение. Нет ничего лучшего для ребёнка, нежели родительская любовь и ласка! Читайте на здоровье!

Хорошего вам чтения и времяпрепровождения!

Многие ревнители чтения утверждают, что читать ребенку можно с момента рождения, а еще лучше начинать это благородное дело до рождения. На последних месяцах беременности сидишь, поглаживаешь животик и читаешь какого-нибудь «Винни-Пуха». И потом, как нам говорят, родившийся ребеночек эту книжку непременно «опознает» как знакомую.
Я ничего не имею против. Я только «за». Будущей маме очень полезно читать талантливые детские книжки, особенно такие как «Винни-Пух», потому что они обладают всеми «волшебными» качествами искусства, да еще и настраивают на ребенка, тонко и ненавязчиво рассказывают об особенностях его мировосприятия.
Я даже полагаю, что женщине вообще полезно читать – не только во время беременности, но и без нее. А «читающая мама», к тому же, – важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка. Что же касается малыша, то «опознает» он читанный ему в утробе текст или встретится с ним «на новеньких», не очень существенно. Существенно, чтобы встретился.
Но в результате оказывается, что рекомендация «начинайте читать до рождения» лишена всякого практического смысла, потому что не отвечает на вопрос, когда же начинать показывать ребенку книжки, в каком возрасте. И как это делать?

«Читающая мама» – важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка.

Попробуем разобраться.
Что такое книжка? В первую очередь, это предмет. В отличие от камня или палки это предмет рукотворный, созданный для определенных, специфически человеческих надобностей. Как кастрюля создана, чтобы в ней варить, расческа – чтобы причесываться, стул – чтобы на нем сидеть, ложка – чтобы есть. Соответственно, существуют специальные правила употребления этого предмета.
Предмет «книга» адресован нашему воображению. Кроме действия по переворачиванию страниц он требует от нас еще и других, невидимых, внутренних действий.

Книга – это особый предмет, адресованный нашему воображению.

Вот эти два обстоятельства – специфическая «предметность» книги и способность ребенка к ее восприятию – определяют время книжного старта для самых маленьких.

* * *
Раз книжка – это «специфический предмет», значит, и его специфику ребенок сможет воспринять, когда достигнет определенной степени психической зрелости. Окружающие предметы начинают интересовать малыша довольно рано – когда он начинает тянуться к ним ручками. Но в течение некоторого времени (того, которое называется ранним детством) главная цель такого интереса – произвести над предметом какое-то действие: сунуть в рот, выкинуть из манежа, заставить издать какой-то звук. Восьмимесячного, годовалого и полуторагодовалого ребенка заботит не столько специфическое назначение предметов, сколько их свойства, проявляющиеся в ответ на действие.
Иными словами, если поставить перед ребенком кастрюлю с крышкой, он будет с удовольствием ее снимать и с шумом водворять на место. Но это манипулирование с крышкой еще не означает, что ребенок «постигает» истинное предназначение кастрюли. В данный момент он постигает принцип «входит-выходит». Как ослик Иа-Иа, получивший в подарок пустой горшок из-под меда. Если перед ребенком такого же возраста положить книжку – большую, красивую, с крепкими картонными страницами, он, скорее всего, обнаружит: страницы можно переворачивать. Это занятие – переворачивать страницы – и станет главным. Но оно пока имеет мало отношения к восприятию прекрасного, как бы мы ни убеждали себя, что все дело именно в магии прекрасного. Дело в толстом картоне и в объеме предмета. Переворачивание страниц для ребенка определенного возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли. Ничего плохого в этом нет. Это по-своему полезно – при условии, что книжка не рвется. Или если не происходит так, как у одной мамы: по совету прогрессивной подруги купила восьмимесячному сыночку дорогую модную книжку, а он ее грызет.
Так он в своем праве! Исследует окружающий мир доступными ему способами.

Переворачивание страниц книги для ребенка раннего возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли.

Первыми признаками того, что уже «пора», нужно показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению. К примеру, возить расческой по волосам (а не только пересчитывать ею появившиеся зубки). Или самостоятельно подносить ложку ко рту, пользоваться чашкой. Надевать на головку разные головные уборы – собственные и чужие, но именно на головку. Это сигнал к тому, что и книжка может быть воспринята в ее специфическом назначении – как предмет для особого действия.

Первыми признаками того, что уже настала пора показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению.

Но сам малыш, без взрослого, еще не может совершать это специфическое действие. Оставлять маленького ребенка один на один с книжкой (даже если она из толстого картона) – это значит создавать условия для превращения книжки в предмет произвольных манипуляций, ставить ее в один ряд с кастрюлей или кубиками.
В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.
– Смотри-ка, Ксюшенька, кто это тут нарисован? Это котик. Видишь, какой котик? Ах ты, котенька-коток, котя, серенький лобок. Приди, котик, ночевать, нашу Ксюшеньку качать (слово «деточка» очень правильно заменяется именем малыша). Смотри, что котик делает? Колыбельку качает. Кто в колыбельке лежит? Ксюшечка. Вот она, моя Ксюшечка. Как я ее покачаю? Вот так…

В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.

Можно ли назвать это чтением в чистом виде? Это скорее родительское «камлание» над книжкой.
Речевая импровизация, то и дело уходящая от написанного текста, постоянно апеллирующая к малышу, к его опыту, к взаимодействию с ним. Одна замечательная мама, которая очень рано начала показывать своей дочке книжки, так описывала этот процесс: «Как мы читаем? А вот как. Открываем книжку, смотрим на картинку. Я что-нибудь про эту картинку рассказываю. Показываю, где кто, как называется, что делает. И Ксюша мне показывает, где кто. Она хорошо запоминает, что здесь нарисовано, и ей очень нравится рассматривать картинки и слушать, как я в это время что-то рассказываю. А вот когда я начинаю читать то, что написано, она меня останавливает. Ей больше нравится слушать, как я выдумываю что-то свое».
Такое поведение характерно для еще не говорящих или только начинающих говорить детей. Оно обусловлено законами речевого развития ребенка.
Речь – важнейшее достижение малыша и его важнейший жизненный инструмент – вырастает из общения с взрослым, который в психологии называется «близким взрослым». Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь. Причем не речь вообще, не фоновую речь, а речь близкого взрослого, обращенную лично к нему.

Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь, обращенную лично к нему.

Наблюдения за малышами в домах малютки приводят к печальным выводам: на развитие младенцев не оказывает никакого влияния «техническая речь». Магнитофон может работать двадцать четыре часа в сутки – «петь» колыбельные и рассказывать потешки. Это никак не продвинет бессемейных детей в речевом развитии. Даже постоянно говорящие нянечки очень немногое могут изменить в ситуации. Их слишком мало на такое количество воспитанников. Они слишком редко обращают свои слова к конкретному ребенку. Так что младенцы-сироты испытывают дефицит общения вообще, и дефицит речевого общения в частности. Это одна из важнейших причин, по которой такие дети отстают в развитии от сверстников. Доктор психологических наук Елена Смирнова в своей книжке «Ползунки и ходунки» пишет, что к малышам раннего возраста (это дети в возрасте от года до трех), когда они, к примеру, находятся в детском саду, совершенно бесполезно обращаться словом «дети». Они попросту «не слышат», не относят к себе такого «собирательного» обращения. Каждого нужно назвать по имени.
Книжная речь – это обобщенное обращение. Ведь она писалась не для данного, конкретного ребенка. Чтобы ее воспринимать, ребенок должен научиться «слышать» слово «дети». Это происходит, как правило, в возрасте между двумя и тремя годами. Умение причислять себя к группе «дети» тесно связано с пробуждением индивидуального самосознания (чтобы причислять, нужно сначала научиться себя выделять). О том, что оно «пробудилось», мы узнаем по появлению в речи малыша местоимения «я», которое, как правило, знаменует собой важнейшее событие – «кризис трех лет». Понятно, что отметка «три» достаточно условна. Одни дети переживают кризис на полгода раньше, другие – на полгода позже. С точки зрения чтения главное – появление у ребенка нового самоощущения, связанного с «я».
С появлением «я» начинается новый этап социализации, т.е. возможно расширение круга общения, возможно установление новых отношений с самыми разными людьми – не только с близкими взрослыми. В расширяющийся круг общения, безусловно, попадают и такие «собеседники», как авторы детских книжек. Это и есть момент, знаменующий собой начало нового, «книжного» периода – когда способность малыша воспринимать тексты резко возрастает, количество доступных для понимания текстов сильно увеличивается.
Но читать малышу мы начинаем значительно раньше, ориентируясь на речевые возможности ребенка.

С появлением «я» способность малыша воспринимать тексты резко возрастает.

Как только малыш начинает говорить предложениями (пусть коротенькими) и облекать свои желания в слова, он может уже не только участвовать в «камлании» над книжкой, но и слушать «жесткий», заданный книжный текст. Способность к восприятию книжного текста у каждого малыша развивается в своем темпе, как и его речь.
Но эта способность вырастает из речевого общения с близким взрослым, из общения вокруг книги, построенного на речевой импровизации. Чем меньше ребенок, тем более адекватным для него является речевое общение в форме рассказывания.
Так что «камлать» над книжками надо.

    Раздел: Развитие, обучение (стишки для детей которые плохо разговаривают). Стихи в 2 года. Все ли дети хорошо разговаривают? И вообще когда именно Ваш ребенок впервые рассказал стихотоворение, и какое оно было? Как вы начали учить стих?

    В течение двух месяцев дети от 2 до 17 лет по всей России декламировали стихотворения о весне и весенних праздниках в рамках конкурса « Дети читают стихи для Читать мы начали очень рано. Когда дочке было около 6 месяцев я стала читать ей стихи во время укладывания.

    Каие вы стихи читаете ребенку? Планируете ли читать Блока, Пастернака, Маяковского, Фета и Тютчева и пр.? Если да - то с какого возраста? Какие стихи учите с ребенком?

    Когда ребенок начал пытаться читать, я по всей квартире развешивала названия предметов(стена, дверь, кухня, туалет), имена всех Читает слова везде, где видит - на улице, в магазине, в книжках. Считает (плюс, минус до 10) не важно, стихи птяжело учит,(думаю, мало...

    По моим наблюдениям, нечитающие дети начинают все-таки читать классе в 6-7, если в семье есть культура чтения. Я стала читать, чтобы вспомнить детство, чтобы перед ребёнком не было стыдно, что не знаю сказок и стихов, а потом просто понравилось и когда появлялась...

    Читать мы начали очень рано. Когда дочке было около 6 месяцев я стала читать ей стихи во время укладывания. Женщина должна оценить свои силы так: сможет ли она улыбнуться этому ребенку, когда мужу будет по-прежнему плохо.

    Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее К тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого...

    Когда дети созревают для того, чтобы слушать сказки и стихи? Когда можно начинать читать их на ночь и не только? Вот у меня нервов не хватает. А папка наш читает. Выглядит это примерно так: Начинает читать - Анька у него на коленках сидит.

Многие мамы задаются вопросом с какого возраста нужно начинать читать детям сказки и книжки. Кто-то скажет, что не раньше года, а лучше двух, ведь до этого кроха мало что поймет. Я же уверена, что читать надо с того момента, как ребенок начинает слышать, а это 16-17 неделя беременности!

«Чтение — вот лучшее учение!» А.С. Пушкин

С какого возраста нужно начинать читать детям сказки?

1. Беременность

Я начала читать дочке сказки, когда она была еще в животике. Малышу очень нравится слушать мамин голос. Но говорить с животиком я не могла психологически, поэтому читала ему 🙂 Здесь совсем не важно какую книгу вы выберете, можно взять и любимый роман.

2. Новорожденный

Малышу с месяца уже можно показывать красивые картинки. Лучше, для начала, черно-белые. Дочка в 1-2 месяца с удовольствием рассматривала картинки и слушала сказки и стихи. В основном мы с ней проводили все время ее бодрствования именно с книгами. Мы читали Агнию Барто и Приключения Буратино. Нам обеим это было в радость.

Тут важно выбрать книжки с большими красочными картинками, но чтобы текста на странице было не много. Подойдут .

3. С 5 месяцев до 1,5 лет

Этот возраст ребенка для меня был самым сложным в плане чтения. Она начала трогать книжки, вырывать их из рук, переворачивать странички и часто рвать их. Тогда я нашла единственный выход — закупилась картонными книжками! Их мы и читали и грызли. 🙂

4. От 1,5 до 3 лет

Чего я добилась?

В 2 года дочка уже рассказывала сказки самостоятельно! Я уверена что это именно благодаря тому, что мы много с ней читали с самого рождения.

Загрузка...
Top