Женские разговоры распутин. Распутин валентин григорьевич - женский разговор

Здесь выложена бесплатная электронная книга Женский разговор автора, которого зовут Распутин Валентин Григорьевич . В библиотеке АКТИВНО БЕЗ ТВ вы можете скачать бесплатно книгу Женский разговор в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB или же читать онлайн книгу Распутин Валентин Григорьевич - Женский разговор без регистраци и без СМС.

На самом деле 69% сказали, что, если они недовольны, они предпочитают раскрыть это чувство своим лучшим друзьям, а не своим супругам или друзьям. Основные различия в разговорах между мужчинами и женщинами, которые, как представляется, происходят из разных субкультур мальчиков и девочек, кратко изложены ниже.

Женщины, похоже, рассматривают вопросы как средство проведения разговора, в то время как мужчины рассматривают их как просьбы о предоставлении информации. Женщины склонны связывать «мосты» между тем, что только что сказал их собеседник, и тем, что они должны сказать.

Размер архива с книгой Женский разговор = 12.69 KB


Распутин Валентин
Женский разговор
Валентин Распутин
ЖЕНСКИЙ РАЗГОВОР
В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей доброй воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт. Связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога. Бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась... пока хватились, выхватили из карусели уже наживленная, уже караул кричи. Дали неделю после больницы отлежаться, а потом запряг отец свою старенькую "Ниву", и, пока не опомнилась, к бабушке на высылку, на перевоспитание. И вот второй месяц перевоспитывается, мается: подружек не ищет, телевизора у бабушки нет - сбегает за хлебом, занесет в избу дров-воды и в кровать за книжку. Темнеет мартовским вечером в восьмом часу, а электричество... прошли те времена, когда электричество всякую минуту было под рукой. Сковырнули за-ради него ангарские деревни, свалили как попало в одну кучу, затопили поля и луга, порушили вековечный порядок - все за-ради электричества, а им-то и обнесли ангарские деревни, пустив провода далеко в стороне. Выгоняли его при старых порядках для местных нужд из солярки, а солярка теперь сделалась золотой, требует прорвы денег. Утром посветят, чтобы на работу отправить, а вечером - не всегда... Наталья по-старушечьи укладывается рано, вслед за солнышком; Вика поскрипит-поскрипит на продавленной пружинной кровати и тоже затихнет.
Девка она рослая, налитая, по виду - вправду в бабы отдавай, но умишко детский, несозревший, голова отстает. Все еще по привычке задает вопросы там, где пора бы с ответами жить. И вялая, то ли с ленцой, то ли с холодцой. Скажешь - сделает, не скажешь - не догадается. Затаенная какая-то девка, тихоомутная. Распахнутые серые глаза на крупном смуглом лице смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что - не понять.
В этот вечер не спалось. Бывает же так: как из природы томление находит, как неоконченное что-то, зацепившееся не дает отпущения ко сну. Вздыхала, ворочалась Наталья; постанывала, крутилась Вика. То принималась играть с котенком, то сбрасывала его на пол. За беленькими тонкими занавесками в двух окнах, глядящих на Ангару, мерцал под ранним месяцем ранний вечер. Сбилось со своего сияния электричество - и опять увидели небо, запотягивались, как всякая Божья тварка, за солнышком, стали замечать, когда скобочка молодого месяца, когда полная луна.
День отстоял на славу - солнечный, яркий, искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух. За Ангарой после заката долго горело растекающееся зарево и долго томилось, впитываясь внутрь, долго потом уже новым, не зимним, мягким пологом лежала по белому полю нежная синева. Но еще до темноты взошло и разгорелось звездное небо с юным месяцем во главе и пролился на землю капельный, росистый сухой свет.
Нет, не брал сон, ни в какую не брал. Истомившись, бабушка и внучка продолжали переговариваться. Днем Наталья получила письмо от сына. Викиного отца. Читала Вика: собирается отец быть с досмотром. Из-за письма-то, должно быть, и не могло сморить ни одну, ни другую.
- Уеду, - еще днем нацелилась Вика и теперь повторила: - Уеду с ним. Больше не останусь.
- Надоело, выходит, со мной, со старухой?
- А-а, все надоело...
- Ишо жить не начала, а уж все надоело. Что это вы такие расхлябы без интереса к жизни?
- Почему без интереса? - то ли утомленно, то ли раздраженно отозвалась Вика. - Интерес есть...
- Интерес есть - скорей бы съесть. Только-только в дверку скребутся, где люди живут, а уж - надоело!.. В дырку замочную разглядели, что не так живут... не по той моде. А по своей-то моде... ну и что - хорошо выходит?
- Надоело. Спи, бабуля.
- Так ежели бы уснулось... - Наталья завздыхала, завздыхала. - Ну и что? - не отступила она. - Не тошно теперь?
- Тошно. Да что тошно-то? - вдруг спохватилась Вика и села в кровати. - Что?
- Ты говоришь: уедешь, - отвечала Наталья, - а мы с тобой ни разу и не поговорили. Не сказала ты мне: еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь? Такую потрату на себя приняла!
- Да не это теперь, не это!.. Что ты мне свою старину! Проходили!
- Куда проходили?
- В первом классе проходили. Все теперь не так. Сейчас важно, чтобы женщина была лидер.
- Это кто ж такая? - Наталья от удивления стала подскребаться к подушке и облокотилась на нее, чтобы лучше видеть и слышать Вику.
- Не знаешь, кто такая лидер? Ну, бабушка, тебе хоть снова жить начинай. Лидер - это она ни от кого не зависит, а от нее все зависят. Все бегают за ней, обойтись без нее не могут.
- А живет-то она со своим мужиком, нет? - Все равно ничего не понять, но хоть это-то понять Наталье надо было.
Вика споткнулась в растерянности:
- Когда ка-ак... Это не обязательно.
- Ну, прямо совсем полная воля. Как у собак. Господи! - просто, как через стенку, обратилась Наталья, не натягивая голоса. - Ох-ох-ох тут у нас. Прямо ох-ох-ох...
Вика взвизгнула: котенок оцарапал ей палец и пулей метнулся сквозь прутчатую спинку кровати на сундук и там, выпластавшись, затаился. Слышно было, как Вика, причмокивая, отсасывает кровь.
- А почему говорят: целомудрие? - спросила вдруг она. - Какое там мудрие? Ты слышишь, бабушка?
- Слышу. Это не про вас.
- А ты скажи.
- Самое мудрие, - сердито начала Наталья. - С умом штанишки не скидывают. - Она умолкла: продолжать, не продолжать? Но рядом совсем было то, что могла она сказать, искать не надо. Пусть слышит девчонка - кто еще об этом ей скажет. - К нему прижаться потом надо, к родному-то мужику, к суженому-то. - И подчеркнула "родного" и "суженого", поставила на подобающее место. - Прижаться надо, поплакать сладкими слезьми. А как иначе: все честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита. Для тебя взросла, всюю себя по капельке, по зернышку для тебя сневестила. Потронься: какая лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая! Божья сласть, по благословению. Свой, он и есть свой. И запах свой, и голос, и приласка не грубая, как раз по тебе. Все у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него. Все так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизню.
- Что это ты в рифму-то?! Как заучила! - перебила Вика.
- Что в склад? Не знаю... под душу завсегда поется.
- Как будто раньше не было таких... кто не в первый раз.
- Были, как не были. И девьи детки были.
- Как это?
- Кто в девичестве принес. Необмуженная. До сроку. Были, были, Вихтория, внученька ты моя бедовая, - с истомой, освобождая грудь, шумно вздохнула Наталья. - Были такие нетерпии. И взамуж потом выходили. А бывало, что и жили хорошо в замужестве. Но ты-то с лежи супружьей поднялась искриночкой, звездочкой, чтоб ходить и без никакой крадучи светить. Ты хозяйка там, сариса. К тебе просются, а не ты просишься за-ради Бога. А она - со страхом идёт, со скорбию. Чуть что не так - вспомнится ей, выкорится, что надкушенную взял. Будь она самая добрая баба, а раскол в ей, терния...
- Трения?
- И трения, и терния. Это уж надо сразу при сговоре не таиться: я такая, был грех. Есть добрые мужики...
- Ой, да кто сейчас на это смотрит, - с раздражением отвечала Вика и заскрипела кроватью.
- Ну, ежели не смотрите - ваше дело. Теперь все ваше дело, нашего дела не осталось. Тебе лучше знать.
И - замолчали, каждая со своей правдой. А какая у девчонки правда? Упрямится, и только. Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много.
За окном просквозил мотоцикл с оглушительным ревом, кто-то встречь ему крикнул. И опять тихо. Наталья бочком подъелозилась к спинке кровати и отвела рукой занавеску. Еще светлее стало в спальне - отцеженным, слюдянистым светом.
- Зачем ты? Закрой! - встревоженно встрепенулась Вика.
Тонко, из звездной волосинки назревший, висел месяц. И скрадывал - где еще звездочка зазевалась. Полнится каждую ночь, полнится, пока не наберется в круглую сытую луну. Избы на другой стороне улицы стояли придавленно и завороженно - ни дымка, ни огонька, ни звука. Снежные шапки на крышах, подтаявшие за день, сидели набекрень и леденисто взблескивали под могучим дыханием неба. Такое там царило безлюдье, такая немота и такой холод, так искрилось небо над оцепеневшею землей и такой бедной, сиротливой показалась земля, что Наталье стало не по себе. Опустив занавеску и уползая под одеяло, она прошептала:
- Господи помилуй...
- Что там, бабушка? - не поняла Вика.
- Везде там, внученька, Господи помилуй...
- Ты что - больше ничего не видела?
- Нет. Спи.
Не сразу, через молчание, через вздохи, совсем по-бабьи:
- А у вас как с дедушкой было?
Наталья далеко была, не поняла:
- С дедушкой? Что было?
- Ну, как в первый раз сходились? Или ты забыла?
Наталья вздохнула так, что показалось - поднялась с кровати. Пришлось во-он откуда возвращаться, чтобы собраться с памятью. И сказала без радости, без чувства:
- Мы невенчанные легли. Это уж хорошего мало. Повенчаться к той поре негде было, церквы посбивали. Взяла я под крылышко свои восемнадцать годочков, перешила старое платье под новое - вот и вся невеста. Год голодный стоял. Выходили в деревне и в шестнадцать годочков, как тебе... Так выходили доспевать в мужних руках, под прибором... - Наталья сбилась и умолкла.
- Ну и что с дедушкой-то? - настаивала Вика.
- А что с дедушкой... Жили и жили до самой войны. У нас в заводе не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда хватало, прикасанья. Я его до каждой чутельки знала.
- У вас и способов не было...
- Чего это? - слабо удивилась Наталья. - Ты, Вихтория, не рожала... Как пойдет дитенок, волчица и та в разум возьмет, как ему помогчи. Без дохторов, без книжек. Бабки и дедки из глубоких глубин укажут. У людей пожеланье, угаданье друг к дружке должно быть. Как любиться, обзаимность учит. Тяготение такое. У бабы завсегда: встронь один секрет, а под ним еще двадцать пять. А она и сама про них знать не знала.
- Это правильно, - подтвердила Вика. А уж что подтверждала - надо было догадываться. - Женщина теперь сильнее. Она вообще на первый план выходит.
- Да не надо сильнее. Надо любее. Любее любой.
- Бабушка, ты опять отстала, ты по старым понятиям живешь. Женщина сейчас ценится... та женщина ценится, которая целе-устремленная.
- Куда стреленная?
- Не стреленная. Целе-устремленная. Понимаешь?
- Рот разинешь, - кивала Наталья, - так и стрелют, в самую цель. Об чем я с тобой всюю ночь и толкую. Такие меткачи пошли.
Вика с досады саданула ногой по спинке кровати и ушибла ногу, утянула ее под одеяло.
- Ты совсем, что ли, безграмотная? - охала она.- Почему не понимаешь-то? Целе-устремленная - это значит, идет к цели. Поставит перед собой цель и добивается. А чтобы добиться, надо такой характер иметь... сильный.
Устраиваясь удобнее, расшевелив голосистые пружины кровати, Наталья замолчала.
- Ну и что, - сказала потом она. - И такие были. Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется. Поджарая, вытянутая, морда вострая. Дадут ей на обнюшку эту, цель-то, она и взовьется. И гонит, и гонит, свету невзвидя, и гонит, и гонит. Покуль сама из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе.
- Бабушка, ну ты и артистка! При чем здесь гончая? И где ты видала гончую? У вас ее здесь быть не может.
- По тиливизиру видала, - смиренно отвечала Наталья. - К Наде, к соседке, когда схожу вечером на чай, у ней тиливизир. Все-то-все кажет. Такой проказливый, прямо беда.
- И гончую там видала?
- И гончую, и эту, про которую ты говоришь, целе-устреленную... Как есть гончая на задних лапах. Ни кожи ни рожи. Выдохнется при такой гоньбе кому она нужна? Нет, Вихтория, не завидуй. Баба своей бабьей породы должна быть. У тебя тела хорошая, сдобная. Доброе сердце любит такую телу.
- Все не о том ты, - задумчиво отвечала Вика. - Все теперь не так.
Котенок спрыгнул с ее кровати, выгибая спинку, с поднятым хвостом вышагал на середину комнаты и, пригнув голову, уставился на окно, за которым поверх занавески играло ночное яркое небо. Звездный натек застлал всю комнату, чуть пригашая углы, и в нем хорошо было видно, как котенок поворачивает мордочку то к одному окну, то к другому, видна была вздыбившаяся пепельная шерстка и то, как он пятится, как неслышно бежит в кухню.
"Не о том, - согласилась с внучкой Наталья. - Хочешь не хочешь, а надо сознаваться: все тепери не так. На холодный ветер, как собачонку, выгнали человека, и гонит его какая-то сила, гонит, никак не даст остановиться. Самая жизнь гончей породы. А он уж и привык, ему другого и не надо. Только на бегу и кажется ему, что он живет. А как остановится - страшно. Видно, как все кругом перекошено, перекручено..."
- Тебя об одном спрашиваешь, ты о другом, - с обидой сказала Вика, не отставая: что-то зацепило ее в этом разговоре, чем-то ей хотелось успокоить себя.
- Про дедушку-то? - вспомнила Наталья. - Ну так а что про дедушку. Твой-то дедушка и не тот был, с которым я до войны жила...
- Как не тот? - поразилась Вика.
- Ну, а как ему быть тому, если того на войне убили, а твой отец опосле войны рожденный? Ни того ни другого давно уж нету, но сначала-то был один, а уж потом другой. Сначала Николай был, мы с ним эту избенку, как сошлись и отделились от стариков, в лето поставили. Здесь дядья твои Степан да Василий родились, Николаевичи. Отсюда он, первый-то дедушка, на войну ушел. А второго дедушку, твоего-то, он же, Николай, мне сюда послал.
- Как сюда послал? Ты что говоришь-то, бабушка? - Вика рванула кровать, как гармонь, и уселась, наваливаясь на спинку и подбивая под себя подушку. - Ты расскажи.
Что делать: заговорила - надо рассказывать. Наталья подозревала, что младшие ее внуки мало что знают о ней. Одного совсем не привозили в деревню, Вика же была здесь лет пять назад, и неизвестно, когда приехала бы снова, когда бы не эта история. Знают только: деревенская бабушка; вторая бабушка была городской. Подозревают, что деревенской бабушке полагался деревенский дедушка, но его так давно не было, что о нем и не вспоминали. Легче было вспоминать того, первого, о нем хоть слава осталась: погиб на фронте.
- Как он мог прислать, если он погиб? - И голос звонче сделался у Вики, выдавая нетерпение, и кровать под нею наигрывала не переставая. - И как это вообще можно прислать?
- Вот так, - подтвердила Наталья и покивала себе. - Чего только в жизни не состроится. Ко мне Дуся на чай ходит... знаешь Дусю?
- Ну.
- Она опосле войны у родной сестры мужика отбила. У старшей сестры, у той уж двое ребятишек было, а не посмотрела ни на что, увела. Мужик смиренный, а взыграл, поддался. Та была путная баба, а у Дуси все мимо рук, все поперек дела. Ни ребятишек не родила, ни по хозяйству прибраться... охальница, рюмочница... Ну, как нарочно, одно к одному. И терпел мужик, сам стряпал, сам корову доил. Теперь уж и его нет, и сестры не стало, а Дуся к тем же ребятам, которых она без отца оставила, ездит в город родниться, помочь от них берет. Приходит позавчера ко мне: "Наталья, я в городу была, окрестилася. Потеперь спасаюсь". - "Тебе спасаться до-ол-гонько надо, говорю ей. - Не андел".
- Бабушка! - вскричала Вика. - Тебя куда опять понесло? Мне неинтересно про твою Дусю, ты про себя, про себя. Про второго дедушку.
- Ворочаюсь, ворочаюсь, - согласилась Наталья, вздыхая. - Я тоже стала - куда понесет. Ну, слушай. С Николаем я прожила шесть годов. Хорошо жили. Он был мужик твердый. Твердый, но не упрямый... ежели где моя права, он понимал. За ним легко было жить. Знаешь, что и на столе будет, и во дворе, и справа для ребятишек. Меня, если по-ранешному говорить, любил. Остановит другой раз глаза и смотрит на меня, хорошо так смотрит... А я уж замечу и ну перед ним показ устраивать, молодой-то было чем похвалиться.
- И чем ты хвалилась?
- А своим. Все своим. Чем еще? Работой я в ту пору не избита была, из себя аккуратная, улыбистая. Во мне солнышко любило играть, я уж про себя это знала и набиралась солнышка побольше. Потом-то отыгра-ало! - протянула она, проводя границу. - Потом все. Сразу затмение зашло. Отревела опосле похоронки, пообгляделась, с чем осталась... Двое ребятишек, одному пять годков, другому три. А младшенький еще и слабенький, никак в тело не мог войти, ручки-ножки как прутики...
- А папы, значит, тогда еще не было? - пробовала Вика спрямить бабушкин рассказ.
- Папы твово не было. Он из другого замеса. Похоронку на Николая принесли зимой, вскорости война кончилась, а осенью, как поля подобрали, прихожу повечеру домой, какой-то мужик на бревнышках под окошками сидит. В шинельке в военной, в сапогах. Меня увидал - поднялся. Я, говорит, вместе с вашим мужем воевал и был при нем, когда он от раны смертельной помер. Я, говорит, писал вам, как было... получали мое письмо?
Письмо такое было, оно и потеперь у меня в сохранности. Зашли мы в избу, давай я чай гоношить. А сама все оглядываюсь на него, все думаю: зачем приехал? И ехать неблизко, из-под самого из-под Урала, гора поперек земли так называется. Как снял шинельку - худой, длинный, шея колышком стоит, руки-ноги, как у мальчонки мово, у Васьки, болтаются. По всему видать, досталось солдатику. Один раз был раненый и другой раз контуженый. Контузия получилась хужей раны, он никак не мог ее в до-кончательности снять.
- Ну и что? - не выдержала Вика. - Вы пили чай, и он сказал, что его прислал первый дедушка вместо себя?
- Не егози, - одернула ее Наталья. - Это у вас - раз, и готово. В первый день он только и сказал, что дал Николаю слово проведать нас. Я отвела его ночевать к старикам. Ты по воду ходишь по заулку... третья изба по правую руку на углу, совсем уж старенькая, под тесовой крышей... это наш был дом, у меня там отец с матерью жили. Ну, и я там жила, покуль мы с Николаем здесь не построились. Отвела я его туда, забрала ребятишек... они, ребятишки, когда я на работе, у стариков оставались. Он ребятишкам гостинцы дал, по большому куску сахару. Приметила, как уходила: отец за-ради такого гостя из запасу бутылку достал, а он пить не стал. Мне, говорит, контузия не позволяет.
Набираясь сил, Наталья придержала рассказ. Тишина стояла такая, что словно бы потрескивание звездочек доносилось с неба тонким сухим шуршанием. Спущенная с постели, болтающаяся рука Вики виделась несоразмерно большой и неестественно белой, окостеневшей. И уже не из левого, а из правого окошка смотрел на Вику запрокидывающийся серпик месяца.
- На другой день он пришел с утра, - без подталкивания продолжила Наталья. - Я, говорит, вчера не все сказал. Его Семеном звали, твой отец Семенович. Прошу, говорит, меня выслушать до конца и не удивляться, а дать свою волю. Я так и закаменела, в голову что ударило: живой, думаю, Николай, но сильно покалеченный и боится показаться. А он говорит... он вот какую страсть говорит. Будто просил Николай придти ко мне и передать его пожеланию. Сильно, мол, любил он меня и дал мне перед смертью вольную от себя. Какую вольную? Выдти за другого. Стоит в шинельке, я его и раздеться не позвала, голова дергается... это у него от контузии... как за нервы заденет, голову поддергивает... не так чтоб сильно, но заметно. И говорит... Мне, говорит, Николай сказал, что нигде, во всем белом свете не найду я бабу лучше и добрей, чем ты. А тебе от него завещание, что будет тебе со мной хорошо. Вот такая смертная воля. Я так и села...
- Но тебе же приятно было, что он тебе предложение сделал? - спросила Вика, неумело подтрунивая.
Наталья не стала отвечать.
- "И ты за-ради этого поехал?" - спрашиваю его. "Поехал". - "Отец, мать есть у тебя?" - "Мать померла, отец есть". - "Что это за приказания такая, что от отца, от братьев, поди, от сестер пошел неведомо куда и про родню забыл?" - Молчит. - "Что за приказания такая лютая?" - "Что в ней, говорит, - лютого? Ты Николая любила, а я ему верил. Я тебя не знал, ты меня не знала, а он знал и тебя, и меня. Он бы зря не стал нас сводить". "Не-ет, ты голову, - говорю, - на место поставь и подумай: на что тебе брать чужую бабу с хвостами, когда теперь молодых девок невпересчет? На что? Во мне уж теперь ни одной сочинки для любовей не осталось, я тебе совсем даже негожая. Я, поди, старше тебя". - Стала спрашивать про годы так и есть, на три годочка я старше. - "Ты, видно, - говорю, - хороший человек, Николай плохого не подослал бы, но я твою милость принять не могу. Уходи, уезжай". Он постоял, постоял и ушел.
- Ушел?! - поразилась Вика. - Как ушел? Откуда же он потом взялся?
- Ушел, уехал,- подтвердила Наталья ровным голосом и перевела дух. - А недели через три или там через сколько, снег уж лег, с торбой обратно. Это он на зиму одежу привез. Ко мне не зашел, встал на постой у моих стариков. Прямо родня. Начал ходить на колхозную работу. Я на него не гляжу, будто его и нету, и он не глядит, будто не из-за меня воротился.
Вика опять не удержалась:
- Ну, бабушка, какие же вы раньше были забавные! А ты уж его полюбила, да?
- Да какая любовь?!
- У вас что - и любви в то время по второму разу не было?
- Слушай, - с досадой отвечала Наталья, недовольная, что ее перебивают, как ей казалось, глупостью. - Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: неровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна.
Наталья замолчала. Все-таки сбилась она с рассказа, потеряла нитку, которую тянула, и теперь словно бы нашаривала ее, перебирая торчащие прихваты.
- Ну, живет, - повздыхав, повела она дальше. - Ребятишки там, у стариков, и он там. Стал их к себе приучать. Они уж и домой не идут. Сам же и приведет, уговорит, что до завтрашнего только дня расстаются, а со мной разговор самый посторонний. Борьба у нас пошла - кто кого переборет. Я упористая, и он на войне закаленный. Вижу, он мою же силу супротив меня сколотил: ребятишки души в нем не чают, а там и старики его сторону взяли. Особливо мать. Пошло на меня нажимание со всех сторон. Бабы в деревне корят: дура да дура. А сам вроде и ни при чем, даже и не подступает.
Вика рассмеялась:
- А тебе уже обидно, что не подступает. Ты уж ревнуешь...
- Я не ревную, а обложили. Это бы ладно, это бы я выдюжила, я баба крепостная...
- С чего ты крепостная? Крепостные при царе были. Крепкая, что ли, ты хотела сказать?
- Я любой приступ бы выдюжила, это мне нипочем, - повторила Наталья не без похвальбы. - Но я говорю: он был контуженый, больной. А контузия такая: лягет - и весь свет ему не мил. Не слышит ниче и не видит, глаза страхом каким-то зайдутся. Койни-как оторвет себя от кровати, встанет, а идти не может. Потом опять ниче. Ну, вот. Смотрела я, смотрела и высмотрела, что это я ему нужна, что без меня он долго не протянет.
- И ты его за это полюбила?
- Что ты все: полюбила, полюбила... - без раздражения, спокойно ответила Наталья. - Это уж вы любитесь, покуль сердце горячее. А я через сколько-то месяцев, это уж вода побежала по весне, смирилась и позвала его. Без всяких любовей. Чему быть, того не миновать. Он пришел и стал за хозяина. Семь годов мы с ним прожили душа в душу, дай-то Бог так кажному. И в год потом загас. Не жилец он был на белом свете, я это знала. Но мне и семь годов хватило на всю остатную жизню.
- Он что - лучше был первого дедушки? - спросила Вика, уже теряя интерес и сползая в постель: история кончилась.
- Отшлепать бы тебя за такие разговоры, - слабо возмутилась Наталья. Так я тебе скажу, внученька. Я древляя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит. Источилася вся от жизни. И отсюда, с высокой моей горушки, кажется мне: не два мужика у меня было, а один. В одного сошлось. На войну уходил такой, а воротился не такой. Ну, так, а что с войны и спрашивать? Война и есть война. Ты говоришь... молоденькая, без подумы говоришь... Когда он прикасался ко мне... струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет.
- Забавная ты, бабушка, - неопределенно сказала Вика и громко, со вкусом зевнула.
- Вот поживешь с мое, и даст тебе Бог такую же ночку поговорить со внукой. И скажет она тебе: забавная ты старуха. Не отказывайся: и ты будешь забавная. Куда деться? Ох, Вихтория, жизня - спаси и помилуй... Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь.
Наталья отлежала спину и со стоном повернулась на бок. Вика уже посапывала. Ее лицо, большое и белое, лежало на подушке в бледном венчике ночного света, склонившись чуть набок, на подставленную руку. Наталья вгляделась: нет, неспокойно засыпала девчонка - подергива-лись, одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, ища гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки.
  • формировать у школьников читательскую самостоятельность;
  • уметь выражать свои мысли и чувства, возникшие при чтении произведения;
  • давать обоснованные суждения о произведении;
  • понять злободневность проблем, поднятых писателем;
  • воспитывать читательское чутье.

Методы обучения: эвристическая беседа с элементами последовательного анализа.

Мужчины обычно не следуют этому правилу и часто, похоже, игнорируют предыдущий комментарий своего собеседника. Кажется, что женщины интерпретируют агрессивность своего собеседника как нападение, которое нарушает отношения. С другой стороны, мужчины воспринимают агрессивность как простую форму беседы.

Женщины более склонны делиться чувствами и секретами. Женщины склонны обсуждать свои проблемы, делиться своим опытом и обеспечивать безопасность. С другой стороны, мужчины склонны прислушиваться к женщинам, которые обсуждают с ними проблемы, как если бы они предъявляли явные требования к решениям, а не искали симпатичного слушателя.

Оборудование: выставка книг В.Распутина, тексты рассказа “Женский разговор”, мультимедийный проектор, ноутбук.

Эпиграф: “Стиль В.Распутина – это путешествие вглубь человеческой души”. (Николай Котенко.)

Предварительное домашнее задание.

1. Слово о писателе В.Распутине.
2. Прочитать рассказ В.Распутина “Женский разговор”.
3. Подготовить краткий пересказ.
4. Подготовить краткий отзыв.

Различные значения разговора. Эти вариации в значении разговора приводят к тому, что мужья и жены имеют совершенно разные ожидания. Женщины часто хотят, чтобы их партнеры стали новой, улучшенной версией своего лучшего друга. Они становятся восторженными, когда их мужья делают их тайными, они любят быть их доверенным лицом, и их беспокоят, когда их мужья скрывают свои чувства.

Когда дело доходит до углубленного обсуждения конфликтов, снова возникает гендерная разница. Многие женщины, например, принимают такое отношение: «Брак работает, пока мы можем говорить об этом». Вместо этого говорят многие мужья. «Отношения не работают, пока мы продолжаем говорить об этом».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, постановка цели и ее мотивация. (Презентация . Высвечивается Слайд 1 с текстом темы: “Валентин Григорьевич Распутин. (Родился в 1937 году.) Рассказ “Женский разговор ”.

– Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В.Г. Распутина “Женский разговор”. Целью урока является (Высвечивается Слайд 2 с текстом цели урока).

Говоря о проблемах, некоторые люди чувствуют себя все более и более расстроенными; они скорее достигнут быстрого и практичного решения. Но многие другие люди хотят подробно рассказать о проблеме, потому что таким образом они достигают чувства сопереживания, близости и понимания.

Мужчины и женщины также отличаются тем, как они реагируют на проблемы друг друга. Например, жена может поделиться с мужем проблемой в надежде, что он обеспечит понимание и доброжелательность. Однако нередко муж перестает предлагать комфорт. Вместо этого он пытается дать своей жене практическое решение, указав области, в которых он исказил или исказил ситуацию, указывая на то, что он может преувеличивать, и советует ему, как избежать таких проблем в будущем.

В современной русской литературе В.Распутин своим творчеством занимает ведущее место и является большим мастером – создателем повестей и рассказов. И не случайно сегодняшний урок посвящен В.Распутину: в марте 2012 года он отмечает свой 75-летний юбилей. В.Распутин– Верный сын земли русской, защитник ее чести. Именно о нем мы сегодня и будем говорить на нашем уроке. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Он вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. И сегодня трудно себе представить русскую литературу без произведений этого автора.

В этих обстоятельствах жена может чувствовать себя оскорбленной и презираемой. Она раздражена, потому что ее муж не понимает, что она прекрасно знает, что делать в такой ситуации, и что она только хочет, чтобы его понимание, возможно, сказало ей похожие переживания, которые она имела. Если муж критикует его интерпретацию проблематичной ситуации, она может рассматривать эту реакцию как цензуру своего способа видеть вещи. Вместо этого она хочет, чтобы он каким-то образом заставил ее понять, что она не редкость, и не ошибается, чтобы реагировать так, как она.

(Высвечиваются Слайды 5–15 с биографией писателя.)

1-й ученик: Лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, “Знак Почета” и Трудового Красного Знамени, писатель с мировым именем Валентин Григорьевич Распутин вырос и духовно формировался в Сибири. На Ангаре, среди гор и тайги разместилась небольшая деревня в 30–40 домов – Аталанка: здесь прошло детство будущего писателя, ее он считает своей настоящей родиной. “Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу…” – вспоминает сам Валентин Григорьевич.

Мужчины и женщины как партнеры часто не согласны с тем, что они считают важным в том, что говорит их партнер. Например, адвокат, чья жена работает в художественной галерее, жалуется, что она всегда хочет рассказать ему «тривиальные подробности о том, кто сказал что кому», в то время как он хотел бы узнать больше о классе фотографии, с которыми она работает, как она оценивает их и конкретные детали бизнеса, а также стратегии покупателя. Он хочет факты и не замечает важность бесед жены со своими коллегами.

Однако для его жены, то, что происходит в галерее между собой и ее соратниками, составляет ткань ее трудовой жизни, только небольшая часть внимания в ее посте сосредоточена на деталях самих картин. Поскольку она фокусируется на ее межличностных переживаниях что ему кажется тривиальным - муж стремится изолировать ее. Затем она чувствует боль, потому что кажется, что он говорил ей, что не только то, что она говорит, а ее работа ничтожна, но она есть.

2-й ученик: В.Распутин, как и другие его сверстники, формировался духовно и творчески в атмосфере суровых испытаний и великих взлетов народной души: война, победа, послевоенные трудные годы, превращение Сибири во всесоюзную стройку. В 1959 году окончил историко-философский факультет Иркутского государственного университета. Работал в Красноярской и Иркутской молодежных газетах. В 1961 году в альманахе “Ангара” был опубликован его первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки”. А в 1966 году в Красноярске и Иркутске выходят две первые книги. Следующее десятилетие приносит ему всемирную известность, – одна за другой публикуются его повести: “Деньги для Марии” (1967), “Последний поклон” (1976), написанные с позиции высокой нравственности. В 1985 году выходит его проникнутая болью и горечью повесть “Пожар” – об ответственности каждого человека за все происходящее на земле. Повести “Живи и помни” и “Пожар” были удостоены Государственной премии СССР в 1977 году и 1987 году.

Когда он начинает говорить об одном из этих вопросов, его жена думает, что, покровительственно, он дает ей лекцию. Переиздание работы Мигеля Эстева Кардозу. Прослушивание, письмо, одевание и занятие. Все это привело, в Португалии, к абсурдной поп-музыке. В телефоне больше поп-музыки, больше поп-музыки на телевидении, больше поп-музыки в газетах, больше поп-музыки на детских площадках, поп-музыке.

Наиболее в маленьком португальском культурном пространстве. И они делают поп-музыку наихудшим, что они когда-либо могли сделать: они воспринимают ее всерьез, читают ее в мгновенном очаровании, хвалят террористов вечности и анализируют ее до такой степени. стр. 3.

В публицистической книге “Сибирь, Сибирь…” (1991), писатель ратует за сохранение богатств родного края. В 1996 году Распутину была присуждена международная премия, а в мае 2000 года – премия фонда А. И. Солженицына. В феврале 2004 года ему была присуждена премия Президента РФ. Герой Социалистического труда.

Высвечиваются Слайды 16, 17. Обложка рассказа “Женский разговор”.

Путеводитель по Фауне Музыкальная Луситана. Сильно ужасные работы повышают мой вкус до уровня искусства и заслуживают определенного внимания. Вероломно злая песня всегда предпочтительнее простой средней песни. Образцы луситанской музыкальной фауны, теперь мы можем предложить вам, читателю, еще более ценные субсидии для Руководства по идентификации. с. 14.

С честным и самоотверженным намерением способствовать появлению новых ценностей в критике рок-музыки, меня попросил главный редактор дать хороший совет потенциально критичной молодежи и предусмотрительно описать эту профессию. Будучи скромным автором этих строк, тем больше его.

– В последнее время в журналах “Москва” и “Литература в школе” напечатан рассказ Распутина “Женский разговор”, а в журнале “Наш современник” вышли его рассказы “В больнице”, “В туже землю”, за которые он в конце 1996 года еще получил Международную литературную премию в Италии.

Итак, поговорим о рассказе “Женский разговор”, постараемся вместе выяснить, чем заслужил он такой высокой оценки, актуальности.

Поэтому читатель имеет право принимать все показания, данные здесь, и строго соблюдать их, под страхом отказа от своих амбиций. У плебеев есть привычка думать, что первое, что нужно сделать в критике записи, - это послушать ее. Ничто не может быть дальше от истины. стр. 4.

Потому что это вызывает, как отличную песню, реакцию - внезапное желание эмигрировать, внезапная воля к рвоте или бросить тяжелый предмет в направлении его. стр. 8. Какие виды вы? Каринья разработала тест, который позволяет без статистически значимого погрешности определять фон любителя музыки. Требуется смелость.

Высвечивается Слайд 18. Две героини, две судьбы. Расскажите об одной из них, о Вике .

Учитель читает вопрос, ученики работают с текстом и отвечают.

(Это рослая, налитая девка 16 лет, но с детским “умишком”, “голова отстает”, как говорит бабушка, “задает вопросы там, где пора жить своим умом”, “скажешь сделает, не скажешь – не догадается”. “Затаенная какая – то девка, тихоомутная”. В городе связалась с компанией, бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что могло случиться, Вика оказалась в положении. Теперь ее на перевоспитание отправили к бабушке.)

Пройдя страну, блошиный гребень ищет самых красивых и представительных. Поп-музыка - просто поп-музыка. Вернее: это максимум, который могут критиковать поп-критики, и должны, если хорошо сделать, стремиться. Напротив, они тоже в своей самой большой и самой движущейся части не обладают грандиозным представлением о своей собственной тривиальности. Они знают, что они должны быть «культурой», но они не знают, какая культура должна быть. В телефоне больше поп-музыки, поп-музыки. Больше по телевизору, больше поп-музыки в газетах, больше поп-музыки на детских площадках, поп-музыки больше в небольшом португальском культурном пространстве.

Слайд 19. Чтобы лучше понять героиню, дайте речевую характеристику. Отложило ли время отпечаток на речи Вики?

-– Недаром автор говорит, что Вика “затаенная какая-то”, это заметно в ее речи. Говорит она мало, фразы короткие, решительные. Часто говорит нехотя. Ее трудно вытянуть на разговор, она вся в себе. В ее речи много современных слов:

И они делают поп-музыку наихудшим, что они когда-либо могли сделать: они воспринимают ее всерьез, читают ее в мгновенном очаровании, хвалят террористов вечности и анализируют ее до такой степени. Они грабят его своим маленьким, но восхитительным удовольствием: его мерцающая бесполезность, его одноразовая натура - усиливают их значение, пока он не ударит по маленькому воздушному шару, который является поп-музыкой. Критика Поп-журналистика должна отражать эту малость: быть забавной, предательской, напыщенный, бессвязный и лихорадочный, чтобы прожить свою скудную секунду жизни, опьяненную в газообразных спиртах ее высшего, аппетитного, безответственного.

Слайд 20 со значениями слов .

Лидер – человек, ни от кого не зависимый.

Целомудрие – строгая нравственность, чистота, девственность, (ст.слав.) благоразумие, здравый смысл, рассудок.

Рифма – созвучие стихотворных строк.

Целеустремленная – имеющая ясную цель.

Учитель: Но понимают эти слова они с бабушкой по-разному. Это время наложило свой отпечаток. Бабушка о современной жизни говорит так: “На холодный продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живет. А как остановится – страшно. Видно, как все вокруг перекошено, запущено, перекручено”.

Обратное, серьезность, не оправдано, за исключением тех немногих случаев, когда исключительно был сделан более продолжительный вклад. Шесть месяцев спустя ничего не останется. Нужно уже знать, что, когда критики поп-критики говорят, что конкретная запись «незаменима», срок действия этой «незаменимости» редко заканчивается в конце месяца.

Поп имеет короткую память, огромную надежду и необычную способность к преувеличению: критика должна отражать ее, она должна иметь. Мужество и грубость, следуя вашей моде. Не должно быть, что в Португалии, бесславно и в основном пытается быть: докторантом, педагогическим, техническим, информированным, серьезным, освобожденным, объективным, отстраненным. Прежде всего, это не должно быть так, как этого хотят португальские музыканты. Критика всегда является второстепенным творением, и, поскольку поп-музыка - популярное искусство наименее, критика должна сама по себе также минимальна.

Слайд 21. И вот эта современная девушка оказывается в новой для нее обстановке, в глухой деревне. Почему именно сюда отправили Вику на перевоспитание? Что из себя представляет деревня? (Деревенька, видимо, небольшая. В домах печное отопление, телевизора нет у бабушки, надо принести воды и сходить за хлебом. Люди рано ложатся спать. Сюда отправили Вику, потому что хотели оторвать ее от компании. Может быть надеялись на влияние со стороны бабушки, на смену обстановки, в которой жила Вика. До этого момента никто не сумел подобрать ключик к душе Вики. Да и некогда сделать это в общем гоне.)

Не служанка для служения музыкантам или издателям, ни ее учитель религии и морали. Одно мнение в поп-музыке стоит столько же, сколько другого. Самое большее, что вы можете попросить, это то, что оно хорошо выражено и немного веселиться, раздражать немного, стимулировать немного, кто его читает, и почему бы не признаться в этом - кто это пишет. Нам стоит признать банальность работы критика - он оказывается человеком, пытающимся оценить наши усилия, но это не значит, что он не начинается с того, что он ошибается.

Только уменьшив нашу абсолютную ничтожность, мы сможем достичь нашего относительного значения. С почетным и самоотверженным намерением способствовать появлению новых ценностей в критике рок-музыки главный редактор попросил меня дать полезные советы потенциально критичной молодежи и предусмотрительно описать профессию. Поскольку скромный автор этих строк был наиболее заметным в этой области со времени смерти Нерона, читатель, таким образом, уполномочен принимать все показания, приведенные здесь, в полной мере, под угрозой неудачи в его амбициях.

Слайд 22. Бабушка Наталья. Какой вы ее увидели? Что мы знаем о ее жизни? О взглядах на жизнь? Счастливый ли она человек?

(Наталья прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. В 18 лет “перешила старое платье под новое” и в голодный год вышла невенчанная замуж. Наталья считает Николая мужиком твердым, ей за ним было легко жить. Жену свою Николай любил. Первый муж, Николай, погиб на войне. Он прислал с войны своего друга Семена к Наталье, дав ему наказ. Долго не соглашалась, сопротивлялась Наталья, но со временем поняла. Что нужна она Семену, что без нее “он долго не протянет”. “Смирилась и позвала его”. “Он пришел и стал за хозяина”.)

Первый хороший совет: как критиковать запись. Ничто не может быть дальше от истины. Фактически, прослушивание записи, которую вы хотите критиковать, почти всегда затрудняет задачу, поэтому ее следует оставить ветеранам. Во-первых, 89, 6% всех дисков, отредактированных в мире, согласно точному исследованию, проведенному Норма, являются полностью отвратительными и, как говорится в правиле и справедливости, у них нет никакого смысла, где бы ни было или взять их с малейшим кончиком. И «ужасно» - это слова, которые обычно используются, но из-за того, что они повторяются, они потеряли всякую силу.

Слайд 23. Как речь Натальи раскрывает глубину ее души, характер?

В ее речи много слов таких, которые она произносит по-своему, вкладывая более глубокий смысл. В ее речи много выражений, наполненных знаниями жизни, человеческих взаимоотношений. “Только-только в дверку скребутся, где люди живут, а уж надоело!”.

Слайды 24, 25. Речь Натальи и объяснения .

Потрата – тратишь, отдать часть самого себя.

Целомудрие – мудрее, мудрость.

Твердый мужик – основательный, умеющий принять на свои плечи основательную тяжесть, такой человек – основа семьи, не изменяющий взглядов, думающий обо всех.

Не по обнюшке – т.е. основательно, зная друг друга и любя.

Раскол в ей, терния – значит, нет в человеке главного, на него нельзя положиться, плохо рядом с таким.

Любее любой – так говорит Николай о женщине, которая умеет себя сохранить для мужа и отдать себя всю, всю любовь и нежность.

Целеустремленная – это самые разнесчастные бабы, похожие на гончих собак, которые гонят по жизни, никого и ничего не замечая.

Учитель: Улыбистая, говорит Наталья о себе,– “ во мне солнышко любит играть, а я уж про себя знала и набиралась солнышко побольше.” Солнечный, светлый человек Наталья.

Слайд 26. Почему бабушке так важно услышать от Вики ответ на вопрос: “…еройство у тебя это было, а ли грех? Как ты сама – то на себя смотришь?” А что,простила бы бабушка Наталья такой грех ?

(Бабушка Наталья не простила бы никогда сознательного греха. С каждым грехом человек теряет часть самого себя. Не даром она говорит: “Такую потрату на себя приняла!”) А для Вики этот поступок был своеобразным геройством.

Слайд 27. И вот эти женщины разного возраста, живущие под единой крышей, родные по крови заводят разговор о жизни. Инициатива в руках бабушки Натальи, она не хочет отпустить Вику, не поговорив.

Учитель: Давайте перечитаем начало разговора (на стр.65) со слов: “– Уеду, – еще днем нацелилась Вика и теперь повторила: – Уеду с ним.” до слов “– Надоела. Спи, бабуля”.

Учитель: Как вы понимаете состояние Вики? Что она имеет в виду, говоря: “Все надоело…” (По – своему Вика переживает за себя, видимо понимает, что поступила не так. А как надо, не знает. Вика говорит о целеустремленности, но сама целей и интереса в жизни не имеет. В ней, видимо, что-то сломалось, и она не знает, как жить дальше.)

Слайд 28. Хочется Наталье, чтобы внучка сохранила себя по капельке, подготовила к замужеству. У Натальи свое представление о невесте. Какой она должна быть?

(Стр.66, конец 1 абзаца: …лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая.)

Слайд №29. Что значит любить, по словам Натальи? Любили ли они друг друга, Наталья и Семен?

(Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна.”)

Учитель: Было уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью “ранешной”.

Слайд 30. Что значил для Вики разговор с бабушкой, почему бабушка считала, что он очень нужен? Перевоспиталась ли Вика?

(Этот разговор важен был для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передавала свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживала внучку, вселяла в нее уверенность, создавала основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама.

А для Вики этот разговор – это начало новой жизни, осознание своего “Я”, своего назначения на земле, разговор затронул Вику, “неспокойно засыпала девчонка – подергивались, одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, ища гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки”.)

Учитель: Хочется верить, ребята, что теперь Вика найдет свой путь. Разговор затронул девушку. Как об этом сказано в тексте “ неспокойно засыпала девочка. Хочется верить, что Вика найдет свой путь несмотря на жизненные преграды”.

Итог урока: Сделаем, ребята, вывод. Прочитан рассказ, вместе с героинями пережита трудная жизненная ситуация. Я думаю, что (Слайд 31) описанная история затронет души людей, заставит задуматься о жизни. И не только к молодым обращен этот рассказ, но и к людям старшего поколения, чтобы готовили молодых к жизни.

– Спасибо, ребята. Благодарю вас за творческий подход к анализу рассказа.

Домашнее задание. Написать отзыв – миниатюру по рассказу В.Распутина “Женский разговор”.

Загрузка...
Top