Пособие по обучению чтению. Обучение чтению дошкольников Методическое пособие учимся читать

Ирина Артеева

Предшкольный возраст,ответственная ступенька для ребят и родителей. Хочется дать ребенку все и много. Но не будем забывать, что в детском саду ведущей деятельностью является игра и обучение тоже преподнесем в игровой форме!Многие ребятишки уже знают буквы и такое пособие "Я сам", поможет детям освоить первые навыки слияния букв в слоги,а потом в слова!Развитие мелкой моторики тоже важно! Накручивая крышечки на резьбу,дети тренируют свои пальчики. Цвет крышечек поможет выучить гласные звуки. В группе с детьми с нарушение речи игра нашла своих пользователей,ищем букву,произносим звуки,составляем слоги и слова. Можно предложить следующие упражнения с таким тренажером :"Найди пропущенную букву","Допиши словечко","Какое слово спряталось".Сделать игру-тренажер просто,вам понадобятся крышки синего и красного цвета,горлышки из-под бутылочек минералки,коробка,а еще ваше желание творить!

Публикации по теме:

"ИНТЕРЕСНОЕ КИНО" - книга для детей и взрослых детей, которую надо читать вместе. Многим знакомо это гениальное выражение Антуана де Сент-Экзюпери.

Курс занятий по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста «Абвгдейка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №56» «АБВГДейка» Мелентьева Виктория Андреевна воспитатель «Раннее обучение.

Учимся читать, играя Учимся читать, играя. Авторы: Марковская Елена Борисовна- воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад №38 г. Санкт-Петербург.

Тема: "Гласные и согласные звуки". Игра в слова. Сказка "Куроч ка-Ряба". цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; "Гласные и согласные звуки". Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные звуки. Звуковое письмо» Тема: "Гласные звуки. Звуковое письмо. Сказка "Курочка - Ряба". цель; научить различать на слух гласные звуки, правильно их произносить,.

Перспективный план кружковой работы по обучению чтению детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Кизел, Пермский край Перспективный план кружковой.

Цель: совершенствование навыка звукового анализа слогов, слов. Задачи: Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Совершенствование.

В этой статье освящается тема "Пособия по обучению чтению" .

Обучение чтению детей позволяет открыть перед ними новые возможности - они учатся самостоятельно знакомиться с понравившимися произведениями и тем самым расширяют кругозор. Для многих родителей это кажется сложной задачей, однако опытные педагоги и методисты знают, как сделать процесс увлекательным и эффективным.

Важнейший фактор успеха в обучении чтению ребенка – своевременность и интерес. Существует заблуждение, что занятия в раннем возрасте излишни, но именно в первые годы жизни малыши проходят половину пути интеллектуального развития. Если время упущено, то навыка обучения чтению потребует большего количества времени и сил.

Главная задача современных пособий по обучению детей чтению – помочь родителям в легкой игровой форме донести до малыша новые знания и навыки. В интернет-магазине «Ранний старт» вы сможете найти учебную литературу различных авторов по этой теме. Это буквари и азбуки, а также книги для развития, обучения детей чтению и для закрепления изученного. Представлены авторские методики Зайцева Н.А. и Домана-Маниченко. Такие пособия, разработанные специалистами в области дошкольного воспитания и развития, помогут родителям и воспитателям различных детских учреждений.

Обучение чтению ребенка-дошкольника

Рано или поздно нормальный родитель ученика дошкольника озадачивается вопросами обучения чтению.

Есть два правильных условия для начала обучению чтению. Во-первых, когда дошкольник проявляет интерес к учебе. В таком случае занятия можно начинать сразу.

Другой случай, это когда интереса у ребенка к обучению нет.

Начинать заниматься следует с букв, после этого слогов, слов и потом переходить к предложениям. Дело в том, что буквы, слоги и слова строятся НЕ по логическим законам. Если взрослому понятно, что буква П и А вместе будут читаться «ПА», то ученику этого не понять, он может только уяснить.

И напоследок несколько правил для успешного обучения чтению:

1. стимулируйте интерес ученика к занятиям, используя доброжелательную атмосферу, разнообразные игры и пособия.

2. Важна не столько продолжительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.

3. Обучение чтению требует от малыша умственного напряжения, поэтому после занятий непременно играйте с ребенком в подвижные игры, давайте ребенку отдых после занятий.

4. Если ребенок не хочет заниматься, значит возможности ребенка не успевают за просьбами взрослого. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у или у вашего ребенка плохое настроение.

5. Не сравнивайте своего малыша с другими детьми. скорость обучения у всех своя и возможно таланты вашего ученика проявят себя в другой области.

Статья была посвящена теме "Пособия по обучению чтению" .

практическое пособие

для обучения детей чтению

Составила: Шадрина Т.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3»

г. Братск, 2015г.

Пособие может использоваться на занятиях в «Школе будущих первоклассников», на уроках обучения грамоте в 1 классе в качестве дополнительного материала, а также для индивидуальных занятий дома.

Изучение каждой буквы сопровождается материалом для чтения слогов, слов, предложений и несложных текстов. Материал пособия не повторяет материал в «Букваре» и «Азбуке».

Для читающих детей и тех, у кого формирование навыков чтения не вызывает затруднений материал можно использовать на одном уроке. Для тех, у кого сложности материал можно разделить на два занятия.

При составлении пособия использован материал из книги О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой «Практическое пособие для обучения детей чтению», сети Интернет и составлен самостоятельно.

Занятие 1

Тема: Буквы А а, О о, И и, У у, ы, Э э.

а у ы э э и о а

у э ы о а у и ы

э а у о и у ы о

2. «Спой песенку»

а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а

о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о

и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и

у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у

ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы

э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э

АО ОА АИ ИА ОИ

ИО АО ОИ УА АУ

ЫА АЫ УЫ ЫУ ОУ

УО ОЫ ЫО АЭ ОЭ

ИЭ ЭИ УИ ИЭ ЭЫ

аоу оиа аиы уаи

эао уоа иаа эуэ

оао уау ыээ оуо

аооа уауа иаиа

эауо аыуо уыао

аоуи аиоу ыоиа

4. Назови букву, которая стоит первой в строке, найди её и подчеркни.

а бьтогрМАВНШуопаАГШЩАиаяыаж

ы роуеыьтуыъхзщыапрйцыьбъхыьроы

э роЭЮБУЭыэгшщэкуэАЭХэтьэываэу

5. В каждом треугольнике напиши букву и , в каждом круге – букву у , в каждом квадрате – букву э.

О. О! О? Ау! Ау!

А. А! А? Уа! Уа!

У. У! У? Иа? Иа!

7. Найди имя ослика Иа.

смаиРОЛИаячслНГШЩИабьтимсгнииЫВААМИТАи

Занятие 2

Тема: Буквы Я я, Е е, Ё ё, Ю ю.

е у ю ё о а э ы

и о я а ё е ю э

ы э о а е ё ю и

я у а о у ю е э

2. «Спой песенку»

я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я

е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е

ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё

ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю

АЯ УЮ ЫЕ ЯЯ ИЕ

ОЕ ЮЮ ЭЕ ЕО ЕЁ

ЫА АЕ ИЕ ОЕ ЕЕ

ЫЯ АИ ИА УЯ ЮА

оиэя оаея иыэо

яоою аюое ёияо

ыяюе уёюа эяёу

4. Назови букву, которая стоит в начале строки, найди её и подчерки.

Я тьбПРОЯЧСМзщшяЦУКЕЯияшгяйцукеняюбЯИТ

Ю МИьтимюбьтАПЮБЬкеюбьЩШГЮАПРюбьтиЮ

Е МИТеитрпенёчсмЕСМИЁеимитьереЙЦУКЕНБЬТ

Я. Я! Я?

И я. И я!

А я? А я!

И я?

и

у

Занятие 3

Тема: Буквы Н н.

1. Найди новую букву и назови её

НрогшипнОРПНнвармждон Н

он Ни-на Я-на

о-на А-ня Ин-на

о-но ня-ня

о-ни Ян

3. Найди слово.

он лдопавнаджщшонаюжздлонно ролдл

У Ни-ны.


У А- ни .


У Я- ны.


Ни-на, на .


А-ня, на .

Закрепление

1. Найди букву

Н лотимниюбьтмиВАКУНячмсипеНнхздьм

Е итреюдщЁемсчёЕьлшщзхжэехжбсаеьлш

2. Найди слово

Аня ьлтипняюдзАянеамисчАнясмпнртЯна

нан нян А-ня ня-ня

нун нюн Я-на ня-ни

нон нён Ян

нын нин

нэн нен

У ня-ни А-ня.

У А-ни .

Я-на, на!

У Я-на. Он ________.

Ня-ня! Ня-ня! На .

Занятие 4

Тема: Буквы Т т.

1.Найди новую букву и назови её.

Т юбьтлнотТваку щзхТТпрнепсмиТцуеасэхзжтячсмутг

тя

ют

тю

ит

ти

ет

те

ёт

тё

ат

та

ут

ту

от

то

ыт

ты

эт

тэ

та

тат

тя

тят

то

тот

тё

тёт

ту

тут

тю

тют

ты

тыт

ти

тит

тэ

тэт

те

тет

та ат тат Та-ня

то от тот А-ню-та

ту ут тут То-ня

ты ыт тыт тут

ти ит тит но-ты

тя ят тят ни-ти

тё ёт тёт Та-та

тю ют тют

те ет тет

Закрепление

У Та-ни но-ты.

То-ня, на ни-ти.

А у Та-ты.

2. Найди слово

ноты лд зночсмиттыячснотыюждлитыноты

Таня юбьтасвкеняИТРПТаня лшТаняРНГШТ

А – ня

Ан-на Та-ня То-ня Ти-на

А- ню-та тот тут

У Та-ни тё- тя. У тё-ти у-тя-та.

То-ня, на ноты. А-ню-та, на ни-ти.

Ан- тон, на ________.

Занятие 5

Тема: Буквы К к.

1. Найди букву

К тьогкюдзжмккчсмтбкъщкавуц фКНОГК

2. Читать

ко

ку

кы

кэ

ак

ок

ук

ык

эк

кя

ки

кё

ке

кю

як

ик

ёк

ек

юк

как нак кан как ко-ни

кок нок кон кот ки-но

кук нук кун так тик-так

кик ник кин кто тук-тук

кек нек кен кит о-ку-ни

кяк няк кян

кот Ка-тя ут-ка

ко-тик Ни-ки-та ут-ки

ко-ти-ки

У Ка-ти кот.

У тё-ти ут-ка.

Ни-ки-та, на
.

Закрепление

1. Найди слово

кит юбдлштикмсакитячсмитшлокичсскит

утка юдшгкачыцууткаяыцйутхзщшуткасв

кна кто тко ки-но ко-ни

кны ктя тка ок-но ок-на

кню ктю тки кто кот ток

кну кти ткю кит киты

кни кту тку ут-ка ут-ки

кно кте ткё

кня кнё ткя

кнё кнэ ткы

ка- ка-я та-ка-я ко-тя-та ко-тё-нок

ка-ко-е та-ко-е у-тя-та у-тё-нок

ка-ки-е та-ки-е ки-тё-нок

Тут кот! Он _____________ .

Э-то кто? Э-то кит! Он _________ .

У Ни-ки-ты о-ку-ни.

А у Ка-ти у-тя-та.

А –ня, на нит-ки. У тё-ти Та-ни ко-тик.

3. В каждом треугольнике напиши букву Т, в квадрате – букву К, в кругах – букву Н.

кно тка тан нук

кну тку тон ник

кни тко тун нек

кне тке тин нюк

кна тно тен нак

Кто тут? Тут кот.

Это кот? Нет! Это кит!

На-та, на ни-ти. О-ни тон-ки-е.

Тик-так, тик-так. Это _________ .

Тук-тук, тук-тук. Это _________ .

Занятие 6

Тема: Буквы С с.

смирпаэбьсуекСВнесэЮБТОСнгосствуцё

са

со

су

сы

сэ

ас

ос

ус

ыс

эс

ся

си

сё

се

сю

яс

ис

ёс

ес

юс



сас сяс ста сна нас

сос сёс сту снё нёс

сус сюс сты сны нюс

сыс сес стя сну нис

сэс сис стё сни нус

Со-ня сок са-ни сан-ки

Са-ня сон ус у-сы у-си-ки

Се-ня сын ко-са ко-сы

Та-ся о-са нос но-сы

А-ся у-сы

У о-сы у-си-ки. А у ко-та у-сы.

У Са-ни ко-са. Он ко-сит.

И у Со- ни ко-са. Ка-ка-я ко-са!

Закрепление

1. Найди слово

сок тьдлоэжзкосячаксокюбокмтсоюбьсок

2. Добавь букву, чтобы получилось слово.

то. со. ки. ко. со. сы.

3. Что изменилось?

сын сон сом ком

Со-ня То-ня Та-ня

аист - аисты танк - танки

сосна - сосны соска – соски

5. Отгадай ребус.

У тё-ти Со- ни сы-нок.

Он со-сёт сос-ку.

Се-ня и Са-ня не-сут.

Занятие 8

Тема: Буквы Л л.

1. Найди новую букву и назови её.

л тимаЮБЛДИМпЦУКСмьлавРОЛДЩюбЛм

лал кла лан тла У-ля

лол кло лон тло О-ля

лул клу лун тлу Ю-ля

лыл клы лын тлы А-ля

лял кля лян тля Лю-ся

люл клю люн тлю Лё-ня

лел кле лен тле Ле-на

лёл клё лён тлё То-ля

о-ле-ни са-лат

ю-ла си-ла

лу-на слон

а-ку-ла кук-ла

лук ли-са

люк лес

Закрепление

А-ля, Ю-ля, У-ля, О-ля - это... .

А-лик, Ян, Лё-ня, То-ля - э-то... .

2. Кто (что) лишний?

о-ле-ни ли- са е-ли

тю-ле-ни ут – ка сос-ны

ло-си сус-лик ли-ли-и

о-ку-ни слон

3. Добавь слова.

Слон ___________ , а у-лит-ка _______________.

У Ю-ли ю-ла.

А у О-ли кук-ла.

То-ля, на ______ .

О- ко-ло кот. Он ____________ .

У А-ли- ны ос-лик Иа.

У О-ли ста-кан. О-на на-ли-ла сок.

ска-ка-ла тя-нул ис-кал

ска-ка-ли тя-ну-ли ис-ка-ли

ска-ка-ло тя-ну-ла ис-ка-ла

ска-кал тя-ну-ло ис-ка-ло

Занятие 9

Тема: Буквы Р р.

РдльтреъюьрьМРОТьбРТбакйРтолИмпЬ

рё

рю

ри

ре

яр

ёр

юр

ир

ер

ро

ры

ру

рэ

ар

ор

ыр

ур

эр

рар рал лор тра кра рис и-рис

рор рол лыр тро кри ру-ка ру-ки

рур рыл сыр тру крю И-ра И-ри-на

рыр рил сир три кре Ка-ри-на

ряр рял сор тря рна Ла-ри-са

рёр рёл рес нра рну Ри-та

рир лир ряс нру рни Ле-ра

рюр лар рус нро рню Ю-ра

у-ро-ни-ла рос-ли

у-ро-ни-ли рос-ла

у-ро-нил рос-ло

У Та-ра-са ра-ки.

У И-ри-ны и-рис.

Ю-ра, на сыр.

Ле-ра, на сок.

У Ки-ры кук-ла. Ка-ка-я кук-ла!

Э-то о-ку-ни? Нет! Э-то ка-ра-си.

Тут но-ра! Там ли-са? Да.

Занятие 10

Тема: Буквы В в.

1. Найди новую букву, назови её и подчеркни.

ВждбзвсчыбьИИРНАВдльиВмивсчвхяфы

во

ву

вы

вэ

ав

ов

ув

ыв

эв

вя

вё

ви

ве

вю

яв

ёв

ив

ве

вю

вав вна рве ныв Во-ва И-ван

вов вно рвя нив Ва-ля Е-ва

вув вну тыв вяк Ви-тя Я-ков

выв вне тяв вик Ви-ка Сла-ва

вив вня тив век Ва-ся Ва-ря

вёв рва тев вюк Ве-ня Лё-ва

вяв рву тюв вюн Кла-ва

вюв рви нав вят Ва-ня

3. Добавь слова.

И-ва и сос-на - э-то … .

Лев, волк, кот - э-то … .

Со-ва, со-ро-ка, ут-ка – э-то … .

4. Читать.

левая рука

новая лента

красивая река

У Сла-вы сли-вы. О-ни вкус-ны-е.

Ва-ся ри-со-вал вол-ка.

А Лё-ва ри-су-ет со-ву.

5. Найди слово

короваюбдшотромкотваьткоровам вактьоватикроваюб

6. Добавь буквы, чтобы получилось слово.

лу - . .

сы.

со.

Обучение чтению – это фундамент всех наших знаний и один из первых навыков, который родители стремятся развить у ребенка в дошкольном возрасте. Ведь за какое бы дело и за какую бы науку мы ни взялись, везде нам пригодится умение читать! В интернет-магазине «Умная игрушка» вы можете купить пособия по обучению чтению, созданные по известным методикам и проверенные многими поколениями юных читателей.

Вопрос о том, в каком возрасте лучше начинать обучение чтению, до сих пор вызывает много споров. В поисках ответа на него педагоги разделились на два больших лагеря, каждый из которых обладает своими весьма убедительными доводами.

Сторонники традиционной педагогики, в том числе многие родители, уверены, что оптимальный возраст для знакомства с азбукой – ближе к 3 годам, а то и старше. Именно он был нормой на протяжении десятилетий. Именно в этот период у ребенка начинают проявляться способности к абстрактно-логическому мышлению, которое необходимо для обучения чтению, даже если оно проходит в игровой форме. Тем более что перед глазами у всех живой пример достойно воспитанных и образованных людей: это нынешние мамы и папы, бабушки и дедушки.

Совсем другого мнения придерживаются педагоги современности – специалисты по раннему развитию детей. С их точки зрения, а также согласно научно доказанным фактам, самый активный период интеллектуального развития человека приходится как раз на возраст до 3 лет. Считается, что в последующий период его эффективность уже начинает снижаться. Поэтому за образование, в том числе и за обучение детей чтению, следует браться буквально с рождения.

С кем согласиться – решать только вам, дорогие родители! И чтобы вы смогли принять верное для себя и своего ребенка решение, предлагаем вам краткую информацию о каждой методике по обучению чтению, представленной в нашем-интернет-магазине.

Кубики Зайцева

Это уникальное пособие предназначено для детей от 2 лет. Обучение чтению с ним превращается в увлекательную игру: дети не просто строят слова из кубиков, но еще и поют, хлопают в ладоши, двигаются – словом, получают много положительных эмоций! Обучение чтению по Зайцеву основано на классическом принципе складового чтения: сначала осваиваем склады (слоги), а затем составляем из них, как из кирпичиков, целые слова. Набор, упакованный в большой картонный чемоданчик, содержит заготовки (или готовые кубики) с напечатанными на них буквами и слогами, а также наполнители для кубиков («звонкие» и «глухие»). Благодаря последним ваш малыш даже без введения терминов, просто на слух, разберется, что такое звонкие и глухие согласные. В комплект также входят плакаты, подробное методическое пособие и диск с веселыми попевками. Заниматься с кубиками можно как индивидуально, в домашних условиях, так и в группе детского центра. Игры и обучение в коллективе приносят ребенку еще большую радость!

Кубики Чаплыгина «Читаю легко»

Совместная разработка студии образовательных инноваций «Развивающие технологии» и педагога-изобретателя Евгения Чаплыгина. Уникальность этого пособия в его простоте. С ним проводить обучение чтению может человек с любым педагогическим опытом. А значит, оно идеально подойдет для занятий дома! В набор входит 10 одинарных деревянных кубиков и 10 двойных. Двойные кубики закреплены между двумя платформами, внутри которых свободно вращаются, показывая разные грани. Именно из-за этого свойство кубики Чаплыгина также называют динамическими кубиками. На 4 гранях каждого кубика изображены буквы. Звуки, которые они обозначают, ребенок будет различать не только на слух, но и зрительно: согласные здесь черного, а гласные красного цвета. А если использовать двойные кубики, у нас получатся настоящие волшебные превращения: просто поворачиваем кубик – и вот перед нами новый слог или новое слово!

Теремки Воскобовича

Создатель этого замечательного красочного пособия по обучению чтению – педагог-изобретатель Вячеслав Воскобович, автор уникальной обучающей технологии «Сказочные лабиринты игр». Смысл ее заключается в том, что каждое занятие, будь то знакомство с буквами или счетом, обрамлено оригинальным сказочным сюжетом. Ребенок не просто выполнит задания и получит новые знания – его ждут захватывающие приключения и веселые игры с различными персонажами. Так обстоит дело и с «Теремками»: на самом деле это не просто кубики с буквами, а разноцветные дома в городе, где живут весельчаки клоуны (гласные звуки): Арлекин, Ирлекин, Юрлекин и так далее. В набор входят деревянные теремки (с согласными) и картонные сундучки (с гласными). Если вложить сундучок внутрь теремка, получится слог; а если какого-то слога в речи не существует, то на месте буквы будет стоять звездочка. Таким образом, ребенок осваивает не только слоговое чтение, но еще и первые правила орфографии. Все наглядно, просто и главное – весело!

Пособия «Умница»

Комплекты «Чтение с пеленок» и «Букварь с пеленок» предназначены для раннего обучения чтению по методике Глена Домана. В России она вот уже более 10 лет успешно реализуется компанией «Умница» и ее главным специалистом – педагогом и детским психологом Андреем Маниченко. Это своеобразный «дедуктивный» метод обучения чтению: ребенок учится читать слова не по слогам, а целиком и лишь потом знакомится с буквами и звукам. На первом этапе взрослый демонстрирует и озвучивает малышу карточки с крупно напечатанными словами. Постепенно запоминая зрительный и звуковой образ слов, ребенок начинает узнавать их в тексте и со временем выходит на этап беглого чтения. Начинать увлекательные занятия со своим малышом вы можете уже в 6 месяцев!

Прошло то время, когда в школу отдавали детей, не умеющих читать. Сейчас детей начинают знакомить с грамотой гораздо раньше, и обязанность эта ложится, как правило, на родителей. Кто-то учит детей «по старинке» — по азбуке и по слогам, а кто-то наоборот берется за современные методики обучения чтению, каких сейчас немало (самые популярные из них – методики Домана и Зайцева). Какой же подход выбрать, чтобы обучение прошло с удовольствием, и чтобы малыш действительно проникся любовью к книгам? Ведь можно сколько угодно нахваливать новую современную методику, но если занятия по ней проходят из-под палки и только портят ваши отношения с ребенком, то грош ей цена.

Сегодня я попытаюсь осветить основные методики обучения чтению, их достоинства и недостатки, а также расскажу про то, как заинтересовать ребенка чтением. Я очень надеюсь, что статья поможет вам определиться с направлением, в котором нужно двигаться. Ну а про конкретные игры и занятия читайте в новом разделе « ».

Таисия начала читать самостоятельно свои первые слова из 3-4 букв в 3 года 3 месяца. Сейчас ей 3 года 9 месяцев, она уже более уверенно читает длинные слова и короткие предложения. Нет, сказки еще не читает, но самое главное, ей очень нравится сам процесс чтения! Она с удовольствием пишет мне письма, и может по собственному желанию достать книжку-малышку, чтобы немного почитать. На нашем пути освоения грамоты были как ошибки, так и интересные находки, в итоге сформировалось четкое представление о том, как сделать обучение увлекательным. Ну, обо всем по порядку.

Изучение букв по азбуке

Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой. С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит. Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» — должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.

Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова . Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».

Еще хуже, если показывая малышу буквы в азбуке, родители произносят не звук, который соответствует этой букве, а название буквы. То есть не «Л», а «Эль», не «Т», а «Тэ». Стоит ли говорить, что ребенок совершенно не понимает, почему «Сэ-у-мэ-кэ-а» вдруг должно превратиться в «Сумка». Печально, но именно такое произнесение букв встречается во всевозможных «Живых азбуках » и звуковых плакатах . Если вы все-таки учите малыша отдельным буквам, то проговаривайте только звук, который этой букве соответствует . Но прежде, чем заучивать отдельные буквы ознакомьтесь и с другими методиками освоения чтения.

Чтение отдельных слогов и буквари

Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся ребенок до 4,5-5 лет, но многие даже в этом возрасте при виде букваря не хотят слышать о чтении.

Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла , они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению :

Не откладывайте чтение слов в долгий ящик, как можно раньше начинайте читать именно слова ! Пускай это будут совсем короткие и простые слова, вроде ДОМ или АУ, но они будут иметь для ребенка смысл!

Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.

Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт

Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания. В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению. «Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» — должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав. И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.

Я очень долго скептически относилась к чтению по Доману , оно казалось мне совершенно противоестественным, но все-таки пример тех детей, которые научились читать по этой методике, подтолкнул меня начать занятия. Так как сомневалась я долго, начали мы с дочкой только в 1,5 года (Доман рекомендует начинать уже с 3-6 месяцев). Действительно, вскоре после начала занятий дочь начала узнавать демонстрируемые ей слова. Стоило только положить перед ней 2-4 слова и спросить, где написано, например, «Собака», она в 95% случаев показывала правильно (даже если я спрашивала ее о словах, которых она раньше не видела!), но вот читать сама дочь никак не начинала. Более того, постепенно мне стало казаться, что чем дальше мы продвигались, тем тяжелее ей становилось. Все больше в ее глазах я видела именно попытку угадать, а не прочитать.

Если вы поищите отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью. И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми. Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.

Итак, было бы неправильно называть методику полной чушью, как многие сходу это делают. В ее пользу говорит масса детей, научившихся читать, по всему миру. Но я и не буду склонять вас к ней, ведь Таисия так и не научилась по ней читать Могу сказать только одно: если вы не начали занятия по Доману до года, то уже и не начинайте, не тратьте нервы ни себе, ни ребенку.

Помимо побуквенного чтения и чтения целым словом есть еще один подход – складовый. Основоположником метода считается Николай Зайцев. Он определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, ребенку легче всего сказать и прочитать. Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я -МА; КА-Ю -ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш -КА; МА-Я-К );
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога , который может состоять и из 4, и из 5 букв, а также может включать нескольких подряд идущих согласных (например, слог СТРУ в слове СТРУ-Я), что довольно сложно прочесть начинающему читателю.

Написание слова по складам значительно облегчает ребенку чтение, но это не единственное, что предложил Зайцев. Зайцев предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами! Он написал все склады на кубиках и предложил с ними и попевок. То есть, занимаясь по методике, мы полностью исключаем занудные указания вроде «Прочитай», «А здесь что написано?», мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады и слова. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами .

Сама по себе идея игрового подхода к занятиям, конечно, не нова. Игры со словами предлагаются и у Тепляковой , и в тех же кубиках Чаплыгина . Но именно складовый принцип дает методике Зайцева весомое преимущество: ребенок видит как все слово целиком, так и его составные легкочитаемые части (склады) . В результате малышу легче ориентироваться в слове, и процесс слияния складов в слова проходит быстро.

Основным материалом методики Зайцева являются всем известные кубики . Однако, я вовсе не хочу сказать, что кубики – это такое уж необходимое пособие для обучения ребенка чтению. можно устроить и просто написав слова на карточках, выделяя склады разными цветами.

Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

Хотя невозможно однозначно ответить на вопрос «Как правильно учить ребенка читать?», можно совершенно точно утверждать, что главный залог успеха в освоении чтения – это игровой подход . Будете ли вы использовать в своих играх кубики Зайцева , Чаплыгина или просто карточки со словами – это второстепенно, главное, чтобы в занятиях было больше активных игр, где слова можно двигать, переставлять, прятать, обводить карандашом, где участвуют любимые игрушки малыша, интересные картинки и т.д. (Особенно это важно для детей от 1,5 до 5 лет). Более конкретно про первые игры для интересного чтения можно почитать .

Методика обучения чтению должна выбираться соответственно возрасту ребенка. Для детей до 1,5-2 лет больше подходят методики обучения целым словом (как методика Домана-Маниченко).

После 2 лет у детей все больше появляется потребность в анализе структуры слова, и потому обучение целым словом становится все менее эффективным. Но в то же время и механизм слияния отдельных букв в слоги в этом возрасте детям еще плохо понятен. А вот склады уже вполне под силу. Поэтому наиболее эффективными в этом возрасте являются игры со словами и складами, написанными на карточках, кубиках и т.п.

Ближе к 4-5 годам дети уже могут заинтересоваться букварем, игры со словами и складами также будут не лишними.

При подборе занятий также помните: малышу всегда интереснее читать слова, а не отдельные буквы и слоги . Когда он видит связь между прочитанными буквами и каким-то конкретным, знакомым ему предметом, любимой игрушкой, когда читает вывески и названия товаров в магазине он начинает понимать, что чтение это не просто мамина блажь, а действительно полезное умение.

Какой возраст оптимален для начала занятий? Одни мамы являются сторонницами раннего обучения чтению, другие же наоборот – принципиально не учат детей читать раньше 4-5 лет, полагая, что это против природы и интересов ребенка. Да, действительно если принудительно усадить 2-3-летнего ребенка за букварь и требовать от него слияния букв в слоги, то можно раз и навсегда отбить у него любовь к чтению. Но если обучение происходит в процессе игры, и малыш получает удовольствие от занятий, то какой смысл откладывать занятия до 5-летнего возраста? Ведь чтение – это один из способов развития мозга маленького человека. Раннее приобщение к знаковой системе языка совершенствует зрительное восприятие ребенка, расширяет словарный запас, развивает логику, наконец. Поэтому если родители преследуют именно эти цели, а не стремятся к завистливым взглядам друзей, то в раннем обучении нет ничего плохого.

Начинайте обучение тогда, когда это будет интересно вам и ребенку. Главное, не давите на малыша и не требуйте от него быстрых результатов! Занимайтесь с удовольствием!

И не забудьте заглянуть в статью с первыми играми-читалочками:

Загрузка...
Top