Игры обучающие счету для детей. Дидактические игры по обучению детей счету. Игры на исследование количественных представлений

Числа плотно обосновались во всех сферах человеческой жизни, так что нет ничего удивительного в том, что все чаще и чаще пользователи выбирают для отдыха и обучения математические игры. И не надо думать, что флешки этой категории будут интересны только малышам.

Конечно, игры математика – это в первую очередь обучение счету и простым действиям с цифрами. Но, поверьте, это только начало, ведь математические flash-проекты охватывают все разделы точной науки. В веселой и игровой обстановке пользователи легко научаться безошибочно умножать и делить, познакомятся с рисунками удивительных фракталов, поймут логические взаимосвязи многих процессов.

Чтобы игры были увлекательны и интересны не только малышам, создателями предусмотрены самые разные решения по сюжетам и оформлению. Это и совсем детский формат с веселыми персонажами и заданиями, и строгие чернильные «взрослые» доски с примерами, схемами, числовыми решетками и запутанными задачами. Хотите узнать о математике больше, чем просто банальный счет? Тогда запускайте математические «флешки» на портале Игроутка и начинайте играть!

Все о пользе устного счета для развития, основные методики освоения счета в уме для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры и секреты успешных занятий.

От всего остального живого мира человека отличает интеллектуальное превосходство. Для того, чтобы оно стало очевидным не только для самого себя, но и для окружающих, мозг необходимо постоянно тренировать. Одним из методов тренировки мозга является устный счет.

Лучший возраст для начала обучения

Большинство специалистов считают, что лучшим возрастом является период от 3 до 5 лет. К 4 годам малыш без труда способен освоить элементарные арифметические действия (складывание и вычитание). Уже к пяти годам ребенок может без труда научиться решать простые примеры и задачи.

Подготовка к обучению

Прежде всего у ребенка должно сформироваться понятие числа. Для малыша эта категория является абстрактным понятием. На первых порах ребенку сложно объяснить, что такое число или цифра.

В качестве обучающего материала может быть выбрано все что угодно: любимые кубики, мячики, мягкие игрушки, машинки и т.д. Важно, чтобы малыш понимал, что с ними можно не только играть, но их возможно посчитать.

Это не должно быть в форме скучного и навязчивого урока, ребенок это просто не поймет. Все должно выглядеть словно игра, как бы “между прочим”.

Важно не упустить время, когда ребенок воспринимает все как увлекательную игру, тогда обучение станет для него приятным занятием.

Не забывайте главное правильно – занятий должны быть интересными и приносить удовольствие!

Как правильно учить?

  • Обучение ребенка основам математического счета должно происходить только в игровой форме и при желании малыша.
  • Обучение счету должно вестись в увлекательной игровой форме и непрерывно (каждый день). Задействуется зрительная и тактильная память малыша.
  • Занятия должны быть выстроены в четком алгоритме и иметь систему. Допустим, сначала происходит закрепление понимания “один” и “много”, затем “больше” и “меньше”.
  • Важно объяснить разницу между понятиями “больше”, “меньше”, “равно”.
  • В игровой форме, например, спускаясь по лестнице, научите ребенка порядковому счету от 1 до 10;
  • Покажите ребенку на предметах, как соотносятся произносимые цифры с реальным количеством;
  • Попробуйте на элементарных жизненных ситуациях объяснить ребенку, как происходит увеличение или уменьшение количества предметов, например, к одной машине приехала еще одна, получилось две машины и т.д.

Если вы считаете, что формирование такого важного навыка лучше доверить профессионалам, то рекомендуем вам записать ребенка на курсы ментальной арифметики . Результаты занятий вас приятно удивят!

Учимся считать до 10

Необходимо в повседневную жизнь ребенка ввести понимание количества, для этого требуется постоянно акцентировать внимание на предметах, с упоминанием их числа.

Полезно разучивать с ребенком считалочки, стихи в которых упоминаются цифры.

Для обучения ребенка счету от 1 до 10 необходимо использовать различный обучающий материал.

В настоящее время много анимационных обучающих видео, в которых в понятной для ребенка форме любимые мультипликационные герои играя обучают малыша счету.

Здесь используется зрительная память ребенка, также информация воспринимается на слух.

Мнение эксперта

Имитируя действия мультипликационных героев, малыш учится считать.Также следует заниматься по печатным пособиям.

Полезным в подготовке к обучению счету до 10 может стать совместное с ребенком изготовление обучающего материала. Можно вместе вырезать кружки или кубики, а затем их считать. Совместные творческие задания помимо обучения, способствуют объединению семьи.

Несложные задания, помогут малышу не только изобразить вышеуказанные числа и сформировать о них представление, но и потренировать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и внимание.

Учимся считать до 20

Кроме механического способа заучивания дальнейшего счета, такими же методами, как и применялись при изучении счета от 1 до 10, ребенку нужно объяснить понятия “десяток” и “единица”.

Мнение эксперта

Клименко Наталья Геннадьевна – психолог

Практикующий психолог муниципальной женской консультации

Все должно быть в форме игры, а не скучного занятия. Для этого можно взять 20 конфет и 2 коробки. Нужно предложить ребенку в одну коробку, считая вслух, сложить 10 конфет.

Взрослый должен рассказать малышу, что это называется “десяток”. Придвинув к коробке с “десятком” пустую коробку, нужно складывать туда остальные конфеты поочередно, и произносить вслух счет: 11, 12, 13 и так до 20.

Эту игру можно сопроводить с демонстрацией карточек, на которых будут изображены изучаемые числа.

Важно объяснить ребенку, что после 10, все числа будут состоять из двух цифр.

Первое из которых “десяток” (первая коробка с конфетами), а второе единица (вторая коробка с конфетами).

Ребенок должен понять систему, по которой все цифры идут одна за другой: 11 после 10, 12 после 11 и т.д.

Нужно продолжать активно использовать обучающие мультфильмы, считалочки, песенки, раскраски с заданиями и т.д. – все то, что применялось при изучении счета от 1 до 10.

Когда у ребенка сформируется понимание “десятка” и “единицы”, то можно осваивать счет дальше до 100.

Не забывайте уделять внимание и другим

Методики обучения в разном возрасте

Для детей 2-3 лет

Необходимо привить ребенку в игровой форме понимание счета и начальные навыки применения его к предметам. Например, считаем пальчики на одной ручке, просим принести один, два… предмета. Прививаем понятия: “много”, “мало”, “большой”, “маленький”.

Для детей 4-5 лет

Нужно использовать желание малыша помочь родителям в домашних делах.

Вместе складывая игрушки в коробку можно их сосчитать или попросить ребенка подать одну или несколько тарелок со стола.

Постепенно у малыша должно быть сформировано понятие “один” и “много”, “меньше”, “больше”, “шире”, “уже”.

Также ненавязчиво малыша нужно знакомить с пониманием формы предметов: круглый мяч или квадратный кубик и т.д.

Контактное обучение гораздо эффективнее, в этот момент малыш ощущает предмет, включается несколько зон восприятия объекта и обучение проходит легче.

Малыши сравнивают “много” и “один”. Разные предметы нужно сравнивать, чтобы выработать понимание их свойств, не перегружая малыша характеристиками предмета. Постепенно ребенок должен сам объединять разные предметы по одному признаку (маленькие -большие, длинные – короткие).

На занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры (предлагается накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.).

Для детей 5-6 лет

Дети учатся сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один.

Основные способы - накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.

Для учеников 1 класса

Прежде всего ребенок осваивает счет группами по 2, по 3, по 5, постепенно его подводят к пониманию десятичной системы исчисления.

В этом возрасте большое внимание уделяется устному счету, для чего применяют обучающие способы с игровым уклоном.

Методика позволяет операции сложения и вычитания в пределах 100 довести до автоматизма, при чем в уме.

При использовании дети обучаются счету в процессе игры, используя карточки с точками, при этом развивается зрительная память у ребенка. Существуют и иные методы обучения детей счету.

Для учеников 2 класса

Во втором классе можно продолжить применять методики, которые использовались при обучении в первом классе. Важно выбрать какой-то один метод обучение, чтобы ребенку было легче усваивать материал.

Материал используемый дома должен коррелировать с теми, которые применяет учитель в школе. В форме игры можно на скорость в уме решать примеры на сложение и вычитание с двузначными числами.

Если у вас все еще остались вопросы по обучению счету школьников, то советуем вам посмотреть следующее видео:

Устный счет с опорой на состав числа

Зная состав числа, ребенок может устно выполнить действия по сложению и вычитанию. Понимая, например, что число 8 состоит из 5 и 3, или 1 и 7, или 6 и 2, или 4 и 4, он может не задумываясь решать задачи на сложение и вычитание с этим числом.

  • Раскладывать в 2 коробки определенное количество предметов (например, взять 8 горошин и разложить их в разных вариантах: 5+3, 1+7 и т.д.). Предметы нужно постоянно менять, чтобы у ребенка не пропал интерес.
  • Предложить ребенку дополнить число до нужного . Например, повесить на елку 5 игрушек и попросить дополнить елку до 8 игрушек и т.д.
  • Дополнить первое слагаемое до 10. То есть, ребенок уже знает, что 10=8+2. То есть, ему нужно из второго слагаемого “забрать” число 2.
  • Он вычисляет, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 5 = 2+3);
  • Высчитать 8+2+3=13,

Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет применять и при вычитании.

Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000.

Обучение с помощью заучивания таблиц

Ребенок осваивая устный счет должен заучить до автоматизма множество таблиц, чтобы это было легче сделать можно использовать раскраски, считалки, песенки и т.д.

Также применяется методика Н.Зайцева, используются приемы эйдетики- придумываются сказки или картинки с использованием образов - чисел.

Использование вычислительных приемов

Умение находить оптимальный способ подсчета результата в уме является результатом многочисленных и регулярных тренировок. Важно овладеть определенными приемами, позволяющими быстро произвести расчеты.

Например, в начальных классах часто используют игру в лягушку.

Сначала “лягушка” (или “птичка”- не имеет значения) перепрыгивает через цифру 1, ребенок автоматически вычитает или складывает примеры с 1, затем через 2 и т.д.

Детей знакомят и с другими приемами быстрого счета в уме:

  • перестановки слагаемых (например, чтобы посчитать 2 + 57, проще поменять числа местами и прибавить);
  • присчитывания частями (14 + 8 = 14 + 6 + 2);
  • приведение к круглому числу (44 – 15 = 44 – 4 – 10 – 1).

Обучение в игре

Учимся считать на кубиках

До начала требуется понять какое количество кубиков малыш способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Постоянно играя в кубики, малыша следует поощрять добрыми словами и подсказывать ему верный ответ.

Игра “Приставляем кубики к цифрам”

Должны быть изготовлены карточки, с написанными на них цифрами и кубики. Постепенно ребенок начиная от 1 и 2, понимает, какое число кубиков соответствует определенной карточке.

Игра “Гномики в домике”

Игра имеет разные варианты. Домик может быть начерчен на доске, он разделяется на квадратики – “комнаты”.

“Гномики” будут приходить и уходить друг к другу в гости, то “заходя”, то “выходя” из клеточки в домике. Дети должны отвечать сколько в какой комнате “гномиков”.

Игра “Молчанка”

Учитель пишет на доске примеры в одно, два или несколько действий. Весь класс моча в уме решает пример, по вызову учителя, ребенок молча пишет ответ.

Если он верен все остальные дети один раз хлопают, если нет- дети молчат. Эта игра развивает внимание и укрепляет дисциплину.

Игра “Лото”

В зависимости от изучаемого материала, дети решают различные задания, размещенные на карточках. Карточки могут быть сделаны в виде отдельных картинок, при верном решении примеров, должен быть собран общий рисунок.

Игра “Арифметические лабиринты”

Как относится к занятиям ваш малыш?

Любит Не любит

Детям предлагается решить задачи, мысленно пробираясь по круговому лабиринту с воронками с числами к центру круга.

В нем нарисовано определенное число, которое должно получиться при верном решении примеров.

Задания могут быть разной степени сложности, а зависимости от проходимого материала. Предлагается несколько путей выхода из лабиринта.

Игра “Догони летчика”

На доске нарисован самолет с петлями, в которых вписаны примеры. Дети делятся на 2 команды. Представители команд решают задания, записывая ответы слева и справа от петель. Выигравшей считается та команда, которая быстрее и правильнее решит задание.

Игра “Круговые примеры”

Детям раздается дидактический материал состоящий из карточек с различными по содержанию примерами. Они разложены по конвертам. В каждом конверте их 8 штук. Решение каждого предыдущего примера, является “ключом” для начала следующего.

Настольные игры для развития навыка

Следующие настольные игры позволяют весело и без зазубривания научить ребенка счету, а затем совершенствовать этот навык. Ваши дети даже не заметят, что идет обучение! Эффективность этих игр уже подтверждена многими родителями – обратите внимание на количество положительных отзывов.

“Фрукто 10”

Подойдет для детей с 7 лет. Два уровня сложности.

“Фрукто 10” заставляет выполнять множество операция с цифрами каждую минуту!

“Турбосчет”

Еще один бестселлер “Турбосчет” – мгновенно увлекает и младших школьников и детей постарше.

“Этажики”

В игре “Этажики” вам предстоит путешествовать на воздушном шаре и хорошо потренировать навык устного счета, а дети наглядно усвоят принцип перехода через десяток.

“Котосовы”

В игре “Котосовы” ваши дети научатся мгновенно определять количество не пересчитывая.

Правила и способы игры вы можете посмотреть в следующем видео:

Также вы можете приобрести сразу несколько игр для развития этого навыка и при этом сэкономить, в этом случае обратите свое внимание на “Игротеку”.

Самые интересные приемы


  1. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста быстро утомляется, поэтому умение считать нужно прививать в игровой форме.
  2. Малыш может долго не усваивать материал, нельзя нервничать и кричать, оскорблять ребенка.
  3. Ребенка нужно поощрять за успехи похвалой.
  4. Занятия должны быть регулярными и частыми, с четко обозначенной целью.
  5. Выбирать методику занятий нужно исходя их индивидуальных особенностей ребенка.

Как научиться быстро считать в уме взрослому

  • Научиться сосредотачивать внимание на деталях и мысленно проговаривать их.
  • Следует не прибегая к калькулятору решать элементарные математические задачи, например, в магазине. У математических действий есть свои особенности, но они не сложные. Надо один раз разобраться, а потом тренироваться. Это должно происходить систематически 5-10 раз в день.
  • Освоить простые методики устного счета и ставить себе ежедневные задачи по тренировке мозга. В Интернете множество мобильных приложений с заданиями по тренировке мозга.

В следующем видео о том, как можно научиться считать в уме, расскажет математик.

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru, то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема "Обучение счету и математике дошкольников", обязательно посмотрите специальный раздел сайта"Занимательная математика для дошкольников" Здесь вы найдете компьютерные и бумажные варианты заданий на обучение счету, знакомство с цифрами и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста. Приведем для ознакомления скриншоты некоторых заданий:

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все это обусловливает необходимость знакомства ребенка с основами информатики уже в дошкольный период.

При обучении детей основам математики и информатики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:

Счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

Предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

Узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

Доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;

Основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

Сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже;

Основы информатики, которые пока являются факультативными и включают в себя понимание следующих понятий: алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, программа, управляющая вычислительной машиной, формирование основных логических операций - "не", "и", "или" и др.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами пока трудны и не совсем понятны малышу. Тем не менее вы можете учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно "между делом". Например, по пути в детский сад вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите его принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п.

Хорошо, если вы сделаете для занятий геометрические фигуры, если у вас будут игры "Лото" и "Домино", которые также способствуют формированию элементарных навыков счета.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки дошкольника к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение дошкольников к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Если у ребенка возникают трудности при счете, покажите ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зеленых. Попросите его самого считать предметы вслух. Постоянно считайте разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т. д.), время от времени спрашивайте у ребенка: "Сколько чашек стоит на столе?", "Сколько лежит журналов?", "Сколько детей гуляет на площадке?" и т. п.

Приобретению навыков устного счета способствует обучение малышей понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Такими предметами являются часы и термометр.

Однако давать в руки термометр дошкольнику не следует, поскольку это может быть опасно. Да и в этом нет необходимости, поскольку вы можете изготовить наглядное пособие, имитирующее действие термометра.

Термометр изготавливается из тонкой дощечки или картона. При этом некоторые части термометра целесообразно окрасить в разные цвета: та часть, которая показывает температуру ниже нуля, окрашивается в синий цвет - это символ того, что холодно, а вода превращается при такой температуре в лед.

Верхняя часть учебного термометра содержит температуру свыше ста градусов. То, что ниже ста градусов, красного цвета - при такой температуре на улице тепло или жарко, а лед начинает таять. При температуре свыше ста градусов вода превращается в пар, соответственно, эта часть учебного термометра - белая.

Такой наглядный материал открывает простор для фантазии при проведении различных игр. Научив малыша измерять температуру, просите его ежедневно определять температуру на наружном термометре. Вы можете вести учет температуры воздуха в специальном "журнале", отмечая в нем ежедневные колебания температуры. Анализируйте изменения, просите ребенка определить понижение и повышение температуры за окном, спросите, на сколько градусов изменилась температура. Составьте вместе с малышом график изменения температуры воздуха за неделю или месяц.

Таким образом происходит не только совершенствование навыков счета, ребенок также знакомится с понятиями положительных и отрицательных чисел, узнает некоторые закономерности физических явлений, учится рисовать оси координат, строить графики.

Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте их в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т. д.

Ребенок также должен усвоить такие понятия, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало.

Положите перед ребенком кубики разного цвета. Пусть зеленых кубиков будет семь, а красных - пять. Спросите, каких кубиков больше, каких меньше. Добавьте еще два красных кубика. Что теперь можно сказать о красных кубиках?

Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого - меньше, кого - одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.

Пусть ваш ребенок сам придумывает сказки с числительными. Пусть он скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше - меньше, выше - ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить их словесные портреты и сравнить их.

Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите малыша, чем отличаются рисунки. Просите его самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т. д.

Подготовительная работа по обучению детей элементарным математическим действиям сложения и вычитания включает в себя развитие таких навыков, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т. д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка называть разные числа. Вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше. Затем поменяйтесь с ребенком ролями.

Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Спросите, сколько палочек на столе. Затем разложите палочки по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Потом возьмите три палочки и также разложите на две стороны. Возьмите четыре палочки, и пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой - три. Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.

Необходимо познакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов.

Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.

Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите малыша сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.

Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).

Комбинируя счетные палочки, ребенок лучше начинает разбираться в математических понятиях ("число", "больше", "меньше", "столько же", "фигура", "треугольник" и т. д.).

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть малыш к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.

Очень важно привить ребенку навыки, необходимые для написания цифр. Для этого рекомендуется провести с ним большую подготовительную работу, направленную на уяснение разлиновки тетради. Возьмите тетрадь в клетку. Покажите клетку, ее стороны и углы. Попросите ребенка поставить точку, например, в нижнем левом углу клетки, в правом верхнем углу и т. п. Покажите середину клетки и середины сторон клетки.

Покажите ребенку, как рисовать простейшие узоры с помощью клеток. Для этого напишите отдельные элементы, соединяя, например, верхний правый и нижний левый углы клетки; правый и левый верхние углы; две точки, расположенные посередине соседних клеток. Нарисуйте простые "бордюрчики" в тетради в клетку.

Здесь важно, чтобы ребенок сам хотел заниматься. Поэтому не заставляйте его, пусть он рисует не более двух узоров за один урок. Подобные упражнения не только знакомят ребенка с основами письма цифр, но также и прививают навыки тонкой моторики, что в дальнейшем будет очень помогать ребенку при обучении написанию букв.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логические задачки могут быть следующими:

Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной - на клене вишни не растут.)

Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)

У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)

Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.

Решите сами вслух какую-нибудь задачу. Делайте определенные выводы после каждого предложения. Пусть малыш следит за ходом ваших мыслей. Пусть он сам поймет, как решаются задачи подобного типа. Поняв принцип решения логических задач, ребенок убедится в том, что решать такие задачи просто и даже интересно.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).
- Висит груша, нельзя скушать (лампочка).
- Зимой и летом одним цветом (елка).
- Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

Знание основ информатики в настоящее время для обучения в начальной школе не является обязательным, по сравнению, например, с навыками счета, чтения или даже письма. Однако обучение дошкольников основам информатики, безусловно, принесет определенную пользу.

Во-первых, практическая польза обучения основам информатики будет включать в себя развитие навыков абстрактного мышления. Во-вторых, для усвоения основ действий, производимых с вычислительной машиной, ребенку понадобится применять умение классифицировать, выделять главное, ранжировать, сопоставлять факты с действиями и т. д. Следовательно, обучая малыша основам информатики, вы не только даете ему новые знания, которые пригодятся ему при овладении компьютером, но еще и попутно закрепляете некоторые умения общего характера.

Одной из основ информатики является кодирование практических действий цифрами. Для того чтобы привить это умение малышу, вовсе не обязательно использовать специальные справочники, пособия или наглядный материал. Все необходимое наверняка уже имеется в вашем доме. Да и дети, возможно, уже знакомы с основами кодировки.

Вы наверняка знаете игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры участник может начать свой путь в игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и т. д.

Не пренебрегайте такими играми, почаще играйте в них с вашим малышом. Во-первых, они учат его быть точным и внимательным, а во-вторых, это прекрасная возможность совместного времяпрепровождения и общения с детьми.

Для участия в игре вы можете пригласить других детей или даже объединиться в команды, можно устраивать соревнования. Это, безусловно, выработает у вашего малыша определенные качества, которые ему пригодятся при обучении в школе.

Очень полезны также игры, которые учат малышей классифицировать предметы по каким-то определенным признакам. Существует множество вариантов.

Например, дается несколько геометрических фигур в определенной последовательности и в соответствии с определенной закономерностью. Ребенку необходимо выявить эту закономерность и добавить (нарисовать) недостающую фигуру или, наоборот, убрать лишнюю.

Существует множество примеров подобных игр. Вы можете воспользоваться уже имеющимися, которые предлагаются в соответствующей литературе, или разработать их самостоятельно.

Например, вы можете вместе с ребенком сконструировать следующую игру. Сделайте квадрат, разделите его на девять областей (три ряда по три квадратика) и изготовьте различные цветные геометрически фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Из имеющихся фигур вы можете выстраивать различные закономерности и придумывать задания, в которых ребенку придется выявить эту закономерность и выполнить определенные действия с фигурами.

Для обучения ребенка основам школьных знаний вы можете также воспользоваться специальными учебными пособиями, содержащими практические советы и описание различных игр.

Таким образом, в игровой форме вы привьете малышу знания из области математики, информатики, русского языка, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители.

Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Математические игры для детей 4-7 лет с использованием анализаторов

Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»

Описание работы: Предлагаю вашему вниманию математические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста с применением анализаторов. В работе предлагаются игры, обучающие детей счету с помощью осязательного, слухового, двигательного анализаторов. Представленные игры можно использовать в организованной образовательной деятельности и самостоятельной игровой деятельности детей. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям детей дошкольного возраста.

Цель: привлечение интереса к использованию математических игр и упражнений в развитии познавательных способностей детей.

Психолого - педагогические исследования ученых позволяют разделить формирование элементарных математических представлений на периоды:
1.Дочисловой период
2.Период счетной деятельности
3.Период вычислительной деятельности

Во второй из этих периодов дети (4-7 лет) овладевают счетной деятельностью; учатся различать процесс счета от итога счета; учатся оперировать с количеством; различать и понимать вопросы: «сколько?», который?», «который по порядку?», «какой по счету?».
Одной из психологических особенностей восприятия детьми счетной деятельности во втором периоде является увлечение простым перечислением числительных, что не говорит об умении ребенка считать. В начале средней группы ребенок еще не понимает значение итогового числа. Часто последнее числительное относится ребенком ко всей пересчитываемой группе предметов.
Обучение счету должно помочь детям понять цель счетной деятельности – только сосчитав предметы, можно ответить на вопрос «сколько?» и овладеть средствами счетной деятельности. Обучение детей счету проводится в два этапа:
1.Дети учатся называть итоговое число на основе счета воспитателя
2.Дети овладевают счетными действиями и учатся различать процесс счета от итогового счета.

Для отработки счетных навыков предлагается множество игровых упражнений и игр. Очень важно в процессе обучения детей счету включать кроме зрительного еще слуховой, двигательный, осязательный анализаторы. Это поможет ребенку лучше понять, усвоить значение итогового числа.

Игры, обучающие детей счету по осязанию.
«Сколько игрушек спряталось»
Задача: учить детей считать предметы на ощупь
Содержание: Воспитатель ставит игрушки под салфетку.
- Сколько игрушек спряталось? – спрашивает воспитатель.
Дети считают игрушки через салфетку на ощупь. После того, как ребенок сосчитает игрушки, воспитатель снимает салфетку, вместе проверяют, правильно ли сосчитал ребенок.
Примечание: количество игрушек зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти игрушек; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.



«Домик для пуговиц»
Задача: учить детей считать пуговицы на ощупь
Содержание: Воспитатель закрывает карточки с нашитыми пуговицами салфеткой или помещает планку в чехол-домик.
- Сколько пуговиц спряталось в домике? – спрашивает воспитатель.
Ребенок считает пуговицы на ощупь. После того, как ребенок сосчитает пуговицы, воспитатель снимает салфетку, вместе проверяют, правильно ли сосчитал ребенок.
Примечание: количество пуговиц на планке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти пуговиц; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.



«Домик для дырочек»
Задача: учить детей считать дырочки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает карточки с планками (в планках вырезаны дырочки) в чехол.

Сколько дырочек спряталось в домике? – спрашивает воспитатель.
Ребенок считает дырочки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает дырочки, воспитатель вынимает планку из чехла, вместе пересчитывают дырочки.
Примечание : количество дырок на планке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной– до двадцати.




«Шишки спрятались»
Задача: учить детей считать шишки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек шишки. Ребенок должен сосчитать шишки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает шишки, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество шишек в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Камешки»
Задача: учить детей считать камешки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек камешки. Ребенок должен сосчитать камешки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает камешки, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество камешков в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Пуговицы»
Задача: учить детей считать пуговицы на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек пуговицы. Ребенок должен сосчитать пуговицы на ощупь. После того, как ребенок сосчитает пуговицы, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество пуговиц в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Веселая фасоль»
Задача: учить детей считать фасолинки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек фасоль. Ребенок должен сосчитать фасоль на ощупь. После того, как ребенок сосчитает фасолинки, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество фасолинок в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Сколько семечек спряталось в домике»
Задача: учить детей считать семена тыквы на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек семена тыквы. Ребенок должен сосчитать шишки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает семена тыквы, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество тыквенных семечек в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.



Примечание: Мешочки с природным материалом, планки с пуговицами, дырками удобно хранить в папке с карманами для хранения.





Игры, обучающие детей счету на слух.
«Сосчитай звуки»
Задача:
Содержание: За ширмой находятся музыкальные инструменты: металлофон, ложки. Воспитатель отстукивает звуки на металлофоне в определенном ритме с паузой. Дети считают звуки, называют музыкальный инструмент. Затем воспитатель отстукивает звуки ложками. Дети считают количество звуков, называют инструмент. Воспитатель отхлопывает в ладоши определенное количество звуков в определенном ритме с паузой. Дети считают и называют предмет, издающий звук.
Примечание: металлофон, ложки можно заменить любыми звучащими предметами.


«Послушай и сосчитай»
Задача: учить детей считать звуки на слух.
Содержание: Воспитатель отстукивает звуки в определенном ритме с паузой на металлофоне (ложках, отхлопывает в ладоши). Детям предлагается посчитать услышанные звуки и отсчитать столько же шишек (камешков, пуговиц или других предметов), разложить предметы перед собой.


Игры, обучающие детей счету движений.
Упражняя детей в счете движений, дошкольникам предлагаются игры на воспроизведение указанного количества движений по образцу или по названному числу.

1.Счет по образцу
«Поднималки»
Задача:
Содержание: Сосчитай, сколько кругов на карточке (на столе, в коробке) и подними правую (левую) руку столько же раз.
Примечание: круги можно заменить природным материалом: шишками, камешками, желудями.


«Приседалки»
Задача: учить детей считать движения по образцу.
Содержание: Посчитай, сколько пуговиц (дырок) на планке, присядь столько же раз.
Примечание: планки можно заменить геометрическими фигурами, природным материалом (шишками, камешками, желудями)

2.Счет по названному числу.

«Спортивная математика»
Задача: учить детей считать движения по названному числу.
Содержание: Подними левую (правую) руку 1 (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8….) раз.
Примечание: движения можно предлагать разнообразные: приседания, прыжки, хлопки, шаги и другие.

Методические рекомендации:
- предложенные игры можно применять в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах;
- при подборе той или иной игры нужно учитывать программные задачи: учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения в зависимости от возрастной группы, усложняя задания, увеличивая количество предметов, движений:
в средней группе – счет в пределах пяти;
в старшей группе – счет в пределах 10;
в подготовительной группе – счет в пределах 20.

Спасибо за внимание!!!

При обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:

— счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

— предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

— узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

— доли, умение разделить предмет на 2 — 4 равные части;

— основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

— сравнивание предметов: больше — меньше, шире — уже, выше — ниже.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, — дидактическая игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей, в начале их интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — мертвый груз.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например, цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п.

Если ребенок посещает детский сад или школу дошколят, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.

Предлагаемые игры не потребуют от взрослых каких-то особенных усилий или затрат, материалом для них служит то, что есть в любом доме, в том числе самые обычные игрушки.

Игры на исследование количественных представлений

В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Взрослый вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебе, инициативу.

Как научить ребенка считать? Вроде бы нет ничего сложного: I, 2, 3, 4, 5... Но что делать, когда малыш категорически отказывается понимать, что после 10 идет 11, а после 20 — 21. Он меняет цифры местами или вообще пропускает их, доводя тем самым родителей до нервного срыва: «Умный мальчик, а путается в таких мелочах! Что будет дальше?».

Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или... испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать.

Кубики

Для детей двух-трех лет кубики - прекрасный строительный материал. В этом же возрасте малыши охотно знакомятся с цифрами. С четырех- пятилетними детьми уже можно составлять примеры на сложение и вычитание, составлять и прочитывать многозначные числа.

А сколько у нас всего кубиков? Почему бы их не пересчитать? Ведь интересно же узнать сколько их?

В большой комнате кубики можно выложить в один ряд. Даже если ребенок не совсем тверд в счете, а то и вовсе плох, он все равно внимательно будет отслеживать и запоминать действия взрослого (показ кубика и называние числа, движение вдоль ряда слева направо и т. п.). После двух-трех показов обязательно захочет и попытается точно так же действовать самостоятельно.

Перед ребенком выставляется несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

«Дорожка» — выкладывание в ряд несколько кубиков.

«Заборчик» — выкладывание на ребро нескольких кубиков.

«Скамеечка» — строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

«Столик» — поперечная планка накладывается на один кубик.

«Ворота» — кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

Не выставляйте малое количество кубиков, пусть их каждый раз будет не меньше полутора-двух десятков, малые числа при каждом пересчете повторяются в больших.

Постепенно увеличивайте число кубиков, быстро и четко показывайте и пересчитывайте поначалу сами. Дети обязательно начнут присоединяться, вторить, при малейшей паузе подсказывать, обгонять вас. Им самим интересно освоить порядок счета, продвинуться в нем как можно дальше.

Считаем орешки

Возьмите два блюдца, каждое с одним, двумя или тремя орешками на нем, или две карточки, на каждой из которых нанесено не более трех точек. «Сколько орешков на этом блюдце?». «Лежит ли на этом и этом блюдцах одинаковое число орешков, или на одном из них больше?». Начинайте со сравнения одного орешка и трех, затем переходите к сравнению одного орешка и двух орешков и, наконец, двух орешков и трех, прежде чем сравнивать один орешек с одним, два орешка с двумя и три с тремя.

Счет в дороге

Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сосчитай себя

Назвать части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).

Назвать парные части тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги).

С какой взято больше?

Утром мама положила для ребят на двух тарелках по одинаковому числу яблок. К вечеру на тарелках осталось по столько яблок, сколько их изображено на рисунке. С какой тарелки взято больше яблок и на сколько? Свой ответ объясни.

Зажги звезды

Игровой материал: лист бумаги темно-синего цвета — модель ночного неба; кисть, желтая краска, числовые карточки (до пяти).

1. «Зажечь» (концом кисти) столько «звезд на небе», сколько изображено фигур на числовой карточке.

2. То же самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или по крышке стола.

Сколько пуговиц?

Используются пуговицы, не более 5 штук. Начинайте с 3 объектов, расположенных в ряд. Спросите:

1. Сколько здесь пуговиц?

2. Что произойдет, если я одну уберу?

3. Сколько их будет теперь?

4. Теперь что произошло?

5. Сколько здесь?

6. Здесь по-прежнему три?!

7. Сколько здесь?

8. Здесь все еще то же самое число, какое было, или стало больше/меньше?

Вопросы 6 и 7 можно опустить, если малыш правильно ответит на вопрос 5. В противном случае задайте их, чтобы он мог снова подумать. Осторожно варьируйте форму вопроса 8: меняйте порядок, в каком вы говорите то же, больше и меньше, потому что есть большая вероятность, что ребенок согласится с последним вашим словом, если он в себе не уверен.

Повторите упражнение, увеличив число предметов до 5 и добавив или убавив всего 1 предмет. Обязательно подтверждайте его ответы: «Да, здесь 3 предмета» или «Да, здесь больше», когда он прав. Если он говорит неправильно, то: «Нет, давай попробуем снова» или «Давай посмотрим».

Счет по порядку

Сложите все кружки в мешочек (ведерко, коробочку). Доставайте по одному и выкладывайте в ряд на столе или листе бумаги (поверхность должна быть однотонной, чтобы кружки было четко видно). Выкладывая круги, говорите «один», «два» и так далее до десяти. Можете доставать фигуры по очереди — одну вы, одну ребенок. Выложив все фигуры в ряд, начните убирать по одной обратно и вести обратный счет: «десять», «девять» и так далее. В конце, убрав все, скажите: «Ноль! Ничего нет!». Играя в такую игру, ребенок быстро усвоит порядок счета в обоих направлениях в пределах первого десятка.

Сколько фигур?

Подложите белый лист картона или что-нибудь однотонное. Положите на него одну фигуру и скажите «Один!», потом следующую и назовите «Два!» и гак до пяти. Посмотрите, что получилось. У вас может получиться пять фигур одинаковых, тогда вы скажете — все красные — или несколько других, тогда вы можете сказать — три красных и две синих, а всего пять. А потом начните убирать по одной, привлеките к этому ребенка и весело убирайте и выкладывайте снова пять фигур, считая их вперед-назад. По ходу игры меняйте количество разноцветных фигур в вашем «пятке» незаметно для ребенка и обращайте его внимание на это: «Смотри: одна красная и четыре синих, а все равно пять!».

Через некоторое время доведите игру до состава числа десять, тогда берите одновременно двадцать фигурок, чтобы мог получиться целый десяток одного цвета, целый — другого, девять одного — одна другого и т. д.

Можно использовать при игре картонные поддоны для яиц (сейчас продаются поддоны на десять яиц с крышкой — от них нужно только отрезать крышку, или взять большой поддон на три десятка и острым ножом разрезать его так, чтобы получились два ряда по пять). Раскладывая в такой «десяток» монеты, шарики или что-то другое, малыш сам будет видеть, сколько осталось положить, чтобы получился целый десяток, что когда места в одной коробочке нет, начинается второй десяток, легко запомнит состав чисел второго десятка и далее.

Игры с монетами

Если малыш любит складывать что-нибудь, проталкивать цилиндрики или монетки в дырку в коробке, катать мячики с горки — это тоже можно связать со счетом. Ребенок складывает, вы считаете. Он слушает и пытается повторить. Так ребенок не только запоминает последовательность счета, но и может наглядно увидеть те двадцать или тридцать пять монеток, которые он положил в баночку.

Варианты таких игр:

1. Помоги Буратино. Игровой материал: игрушка Буратино, монеты (в пределах 7—10 штук). Задание: по мочь Буратино отобрать такое количество монет, которое ему подарил Карабас-Барабас.

2. Сколько в банке. Возьмите монетки и пластиковую банку с узким отверстием в крышке (как в копилке), выложите на столе длинную дорожку, сколько у вас получилось монеток — 12, 17, 25? Пересчитайте вместе с малышом, повторите, сколько же у вас монеток. И начните складывать монетки в банку, каждый раз называя, сколько монеток осталось — это будет игра в обратный счет 25, осталось 24, 23, 22, ...

Можно выкладывать монетки не длинной дорогой, а «башенками» (4, 3, 2, 1), может получиться одна, две, три целых башенки или больше, да еще несколько монеток отдельно, так и скажите малышу — десять, еще десять, да еще десять, да еще четыре монетки — всего тридцать четыре! Давай складывать в банку: осталось 33, 32,...

Угадай, сколько в какой руке

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке. Они по очереди отвечают на вопрос. Тот, кто угадает, становится ведущим.

Сколько всего

Выберите вместе с ребенком что-нибудь для подсчета. Можно показать ему на улице какое-нибудь дерево, например, тополь, и научить узнавать его. А потом дать задание сосчитать, сколько тополей на улице, по которой вы гуляете. Можно подсчитать, сколько прошло мимо людей в очках, сколько зеленых машин припарковано на вашей улице или сколько магазинов в вашем микрорайоне.

У кого больше

В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи и т. д.

Положите в вазу или коробку эти предметы. Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет, подсчитайте, у кого больше.

Математическая игра

Пересчитывайте все, во что вы играете. Для этого не нужно устраивать специальных занятий с усаживанием за парту. Ведь вы, наверняка, во что-то играете с ребенком, вот тут и поговорите: «Здесь живет курочка, а тут — два слоненка». Или «Сколько зверей поедет на поезде?». И сами отвечаете, чтоб ребенок начал понимать, как на такой вопрос отвечают: «Два кота, три лошадки, один верблюд и т. д.». Специально создавайте игровые ситуации, где герой что-нибудь должен пересчитать или дать другой игрушке или человеку нужное количество грибов, цветов, бегемотов, чего угодно.

Тут же, то есть в любой игре, можно давать элементы математических действий, знакомить с составом числа. То есть вы разыгрываете в лицах математическую задачу и сами же решаете ее на глазах у ребенка доступными ему способами.

Например: «К верблюду в гости на большом корабле приплыл слон, а потом еще две мартышки. И стало у верблюда три гостя» и т. д.

«Девочка испекла два пирожка с вареньем и два пирожка с капустой, потом сложила все эти четыре пирожка в корзинку и отправилась в лес к знакомому дровосеку (все это вы изображаете игрушками, а еще лучше, если вы это делаете вместе, по ролям). Дровосек был как раз дома, да еще в гостях у него сидели два охотника. Девочка приготовила чай и они все стали пить его с пирожками. И получилось так, что всем досталось по одному пирожку, так как и людей и пирожков было по четыре, то есть поровну (и раздайте всем по пирожку)». Сюжет игры, естественно, должен исходить из наличия игрушек. По ходу дела конструируйте с ребенком игровое пространство: лес, дорожку и прочее. Не акцентируйте внимание на том, что надо что-то запомнить или хотя бы внимательно выслушать. Пусть ребенок будет увлечен игрой, а все запомнится само собой.

Счет на слух

Для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счетный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент — металлофон, бубен.

Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: «Один, два, три...».

Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребенок, считая вслух вместе с вами, выставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справляться с заданием, усложните задание — игрушки выставляйте после всех ударов.

Вариант 3 : Ребенок укладывает игрушки спать, а взрослый читает считалочку.

Ночная считалочка

Раз-два-три -четыре- пять!

Шесть-семь-восемь-девять-десять!

Надо, надо, надо спать.

И не надо куролесить.

Кто не спит, тот выйдет вон.

Кто уснул, увидит

Валентин Берестов

Понятие о двух и паре

Подрастающие малыши еще не умеют ни считать, ни распознавать цифры, но они в состоянии усвоить основной смысл понятия «два». Помогите ребенку осмыслить это, указывая на множество парных предметов: два ботинка, два носка, две руки, две стопы, два уха.

В беседе с ребенком используйте слово «два» везде, где только можно: «Посмотри на эти два цветка». Давайте ребенку по две вещи: «Вот две ложки» или «Вот две игрушки».

Изучаем ноль

Ввести ноль можно с помощью таких вопросов:

— Сколько коров в кармане?

— Сколько у нас дома крокодилов? И т. д.

Поставить на стол 5 кубиков. Убирать по одному и спрашивать, сколько осталось. Сначала 1 кубик (останется 4) потом еще 1 и т. д. Пока не останется 0.

Угостим зверюшек

Поставьте перед малышом игрушки животных. Предложите их «покормить» — выбрать карточку с изображением такого же количества фруктов или овощей, сколько зверюшек.

Группы зверюшек можно изменять 3—4 раза за одно занятие.

Вариант: то же задание, но с игрушками-муляжами фруктов и овощей. Перед каждым животным кладем «угощение» и считаем: «Одна морковка, две...».

Цифровая азбука

После того как ребенок научился считать, можно переходить к изучению цифр. Малыши обычно просто заучивают ряд чисел от одного до десяти. Главное, чтобы ребенок осознавал, что цифры обозначают количество конкретных предметов. Будь то три котенка, три шарика или три яблока — это всегда обозначается одной цифрой. Детям очень нравятся всевозможные «книжки-липучки» и магнитные цифры, которые можно прикреплять к специальной доске, к холодильнику или к кафельной плитке в ванной. Если цифры всегда будут у малыша перед глазами, он и сам не заметит, как выучит их.

Когда ребенок усвоит ряд цифр от одного до десяти, можно вводить понятие «ноль». Предложите ребенку посчитать то, чего нет. «Если у нас есть яблоки, мы их можем посчитать. А если мы съели все яблоки — ничего не осталось — то есть «ноль яблок». Слово «ноль» означает: «ничего нет».

Детям постарше (в 4—5 лет) расскажите, как образуются числа. Положите в ряд десять счетных палочек — в древности десять сокращенно называли «дцать». Сверху положите одну палочку (желательно другого цвета). Получается «один» на «дцать» — «одиннадцать». Добавляя в верхний ряд по одной палочке, вы постепенно дойдете до двадцати. Затем можно рассказать, как образуются десятки: два десятка — «два-дцать», три десятка - «три-дцать» и так далее. Исключение составляет число сорок, которое в древности означало «очень много», и девяносто, которое переводится, как «девять до ста».

Изучая счет от 1 до 100, не требуйте от ребенка мгновенного запоминания. Удобнее всего двигаться поэтапно, например, каждую неделю увеличивать свои знания на один десяток. Сначала от 1 до 10, потом до 20. На следующий день, прежде чем изучать новые Цифры, повторите то, что прошли вчера. Двигаться Дальше можно только тогда, когда ребенок твердо усво ил предыдущий материал. Так постепенно вы изучите счет от одного до ста. Только помните, что малыш должен не запоминать, а понимать счет. Математика основана на понимании, поиске закономерностей. Ребенок должен разбираться, по какому принципу цифры располагаются именно в таком порядке, а не в обратном.

Для закрепления изученного материала предложите ребенку следующие задания:

— Какое число стоит перед 5, 9, 21, 46, 85, 100.

— Какое число стоит после 8, 16, 26, 57, 82, 99.

— Какое число стоит между 5 и 7, 11 и 13, 45 и 47.

— Какое число пропущено: 5, 6, 7, 9, 10.

Если счет от 1 до 100 не вызывает затруднений, можно переходить к обратному счету. Удобнее всего демонстрировать обратный счет на руках, загибая пальцы, или при помощи счетных палочек. Начинать лучше с пяти. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. От того, какое у него более развито мышление: пространственное или воображение. Бывает, что малыш с легкостью производит сложные математические расчеты, а обратный счет вызывает затруднения. Не давите на ребенка. Показывайте ему обратный счет на конкретных примерах, например, спускаясь в лифте.

Счет на кухне

Кухня — отличное место для постижения основ математики.

Запомнить цифры и счет малышам помогут многочисленные игры на кухне.

Во-первых, можно сделать вместе с малышом печенье в форме цифр. Делается это так же, как и обычное песочное печенье. Готовясь к очередному празднику, замесите песочное тесто, раскатайте его, а затем вместо звездочек, ромбиков и кружков вырежьте из него ножом цифры от 1 до 9. Малышу понравится эта игра, и он быстро запомнит названия и обозначения цифр.

Во-вторых, можно вместе с ребенком приготовить суп и салаг, предварительно посчитав, сколько овощей разного вида для этого нужно. Не забудьте надеть фартуки на себя и ребенка — это прибавит игре серьезность настоящего дела!

При этом можно использовать стихи

Щи-талочка

Чищу овощи для щей,

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка, ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз-два-три, огонь зажжен —

Кочерыжка, выйди вон!

Марина Бородицкая

Попросите малыша помыть и приготовить 3 картошки, 2 морковки, 2 луковицы, 4 помидора, 2 огурца и т. п. Посчитайте вместе с ребенком, сколько фасолинок вы положили в суп. Когда суп сварится, не забудьте вместе вспомнить и перечислить, что и в каком порядке вы клали в кастрюлю/салатницу. Накрывая на стол, проговаривайте, сколько тарелок вы ставите, сколько вилок, ложек и ножей раскладываете на столе. Напоследок не забудьте поблагодарить малыша за помощь.

Играем в цифры

После изучения конкретной цифры и счета с ней можно играть так.

1. Разложите в коробочки (баночки от плавленого сыра, одноразовые емкости для салатов и т. д.) карточки с цифрами, которые знает ребенок, и спрячьте закрытые баночки в разных местах квартиры. Пусть малыш найдет все баночки и разложит в них столько одинаковых предметов, сколько напечатано на карточке. Для раскладывания можно использовать пуговицы, мозаику, кубики, трубочки от сока и всякую подобную мелочь.

2. Поиграйте в «цирк»: ребенок — ученая собака, пусть он выполнит несколько ваших команд, а потом вы покажете ему крупные карточки с цифрами, а малыш пролает столько раз, сколько на карточке указано. Дети любят изображать животных.

Или наоборот: разложите на полу или диване карточки с известными ребенку цифрами, сколько раз вы хлопнете (топнете, махнете рукой, прокукарекаете и т. д.), — такую карточку ребенок вам принесет.

3. Вырежьте цифры из бархатной бумаги, картона, пластика и т. д. Сложите в непрозрачный мешочек и попросите малыша, засунув руку в мешочек, не глядя, сначала ощупать цифру и угадать, что за цифру он взял, а потом вынуть ее.

4. Читайте стихи про счет и цифры, изучая новую цифру — ассоциативная память будет способствовать запоминанию образа цифры.

5. Показывайте ребенку карточку с цифрой и спрашивайте: «Чего в доме столько?». Пусть ищет по квартире и считает. Например, в доме 4 двери, 8 кастрюль, 3 черепахи, 1 собака...

Знакомимся с цифрами

Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки.

Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача — найти карточку с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.

Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишки в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.

Угадайка

Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать, под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: «Под второй?». — «Нет, больше».

Решаем примеры

Вводить их лучше с элементарных, например:

1+2=3 и т. д.

Затем усложнять.

Чтобы ребенок понял смысл этих операций, объяснять на примерах:

1 + 1 = 2: 1 помидор + 1 помидор = 2 помидора и т.д.

Обратить внимание ребенка, что в жизни мы часто прибегаем к сложению и вычитанию: когда холодно, надеваем еще один свитер, а когда тепло — снимаем, и т. д.

Назвать все слова, которые напоминают:

— о сложении: добавлять, покупать, получать,

— о вычитании: отобрать, взять и т. д.

Еще обратить внимание, что при сложении самое большое число — ответ, а при вычитании наоборот, результат — наименьшее число.

Математическая рыбалка

Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Вам понадобятся рисунки 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красные, 2 полосатые.

На магнитном мод еле графе, размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Ребенок «ловит» (снимает) рыбку, читает пример на сложение и вычитание. Решил пример правильно — получи рыбку. Кто больше «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

Куда ставить карточку

Взрослый раскладывает на столе одну куклу, две чашки, трех зайчиков, четырех уток, пять кубиков, шесть ложек и т. д. (Можно заменить любым другим материалом.) Здесь же лежат перевернутые счетные карточки. Взрослый объясняет суть игры: необходимо разложить карточки рядом с игрушками так, чтобы число кружков на карточке соответствовало числу игрушек.

Разложи правильно

Счетные карточки раскладываются в возрастающей или убывающей последовательности. Например:

Ребенок внимательно смотрит на карты и называет их. Затем ему предлагают закрыть глаза (или выйти из комнаты). Взрослый меняет положение нескольких карточек.

Например:

После условного знака ребенок открывает глаза (или возвращается в комнату), ставит карточки в первоначальное положение. Можно предложить ему разложить карточки в обратном порядке.

Изучаем количество

На карточках нарисуйте точки. В разных местах комнаты положите различное количество игрушек. Например: 1 зайчик, 2 мишки, 3 кубика, 4 шарика. Не берите много первый раз. Попросите ребенка найти 3 игрушки, показывая карточку с 3 точками, вы можете не произносить слово «три», замените его фразой «столько же». Если ребенок принесет другое количество игрушек, не спешите сказать — неправильно. Попробуйте разложить каждую игрушку на точку, закрыть точки игрушками, сразу будет видно, осталась ли точка незакрытой, или игрушке не хватило точки.

Рассеянный художник

Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов на картинках. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так:

На улице Бассейной

Один художник жил.

И иногда рассеянный

Неделями он был.

Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц не нарисовано на картинке?

Угостим тигров

Вам понадобятся игрушечные тигры, тарелочка и брусочек красного пластилина. Малыш должен оторвать от большого бруска столько маленьких кусочков пластилина («мяса»), сколько тигров видит перед собой. Не забывайте просить малыша называть числительные каждый раз, когда он отрывает пластилин. В конце всегда задавайте вопрос: Сколько всего? Если кроха научился отвечать на него, первые азы математики им усвоены.

Самый быстрый почтальон

Для закрепления знаний таблиц сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру.

Педагог раздает пяти ребятам по одинаковому числу карточек, на обратной стороне которых записан пример на сложение и вычитание. Дети, сидящие за столами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры, обозначающие числа от 0 до 10).

Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (посчитать пример) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, соответствующими ответами).

Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Математические бусы

Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

Задачки по картинкам

1. Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один цыпленок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыпленка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?

2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утенка убегут на берег?

3. Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусенок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусенка убегут кушать траву?

4. Вытаскивают репку дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка — за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их? Дед - первый. Мышка — последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний?

Можно составить и другие задачи, используя карточки 5 и 6.

Детское домино

Домино — древняя игра, произошедшая от игры в кости. Если в вашем арсенале до сих пор нет домино, самое время приобрести эту игру, потому что для проведения математических игр она просто необходима.

Правила игры в домино знакомы практически всем. Единственное, что вам нужно знать дополнительно: перед играми с ребенком 2—3 лет уберите все фишки с количеством точек, превышающим 4. Остальные фишки добавьте, только когда ребенок освоит правила игры и научится считать до четырех. Если ребенок старше, то убирать ничего не надо.

На этом «дидактическом материале» счет до двенадцати усваивается быстро.

сверху ставим цифру 2, а внизу 4.

Если сосчитаем вместе,

то получим... ровно 6!

(здесь безграничное поле для фантазии)

Сразу же записывать этот пример с помощью цифр, впрочем, особенно не привлекая внимание к этому процессу.

Мы играем в домино, с половинками оно,

сверху ставим цифру 2, а внизу... не знаем!

Сколько надо дописать, чтобы получилось 5?

Согласитесь, это уже практически уравнение! 2 + х = 5. Внизу под рисунком так и записать, пояснив, что когда чего-то не знаем, то пишем вместо этого букву х.

В дальнейшем попросить научить кукол или зайчика решать примеры на сложение и уравнения.

Загрузка...
Top