Мода ссср: главные тренды эпохи. Модный приговор советской власти Детские и подростковые платья

Мода - штука цикличная, и никого уже не удивляют на подиумах и обложках журналов фасоны и модели и брюк точь-в-точь как в маминой молодости или напоминающие бабушкины. Так и мода 80-х гг. становится сегодня очень популярной. И хотя специалисты утверждают, что это время было самым провальным, с точки зрения стиля, мы помним, какие платья тогда носили, и с удивлением встречаем акценты 80-х в современных вещах.

Общие тенденции

Вообще, 80-е можно смело разделить на две эпохи - до и после перестройки. Первая половина десятилетия, несомненно, больше похожа на СССР, и модели платьев были более консервативными и строгими. А вторая половина, особенно 87-90 годы, - это хлынувший на советских женщин поток модных журналов, ярких вещей, пластиковой бижутерии, откровенных фасонов. В 87 году свои первые коллекции выпускает Валентин Юдашкин, небывалую популярность завоевывает Слава Зайцев, выходят такие фильмы, как “Самая обаятельная и привлекательная”, “Маленькая Вера”, “Любовь и голуби”, “Интердевочка”, где моде и нарядам отводится не последнее место. Достаточно вспомнить, как героиня покупала у фарцовщика модные наряды, как в подобных щеголяла на курорте Раиса Захаровна, и какие умопомрачительные платья и шубы носила героиня Елены Яковлевой.

Силуэты и фасоны

Итак, в этот период наблюдается тенденция к новым модным течениям, часть женщин облачается в смелые наряды по западному образцу, а часть остается верна традициям. Именно поэтому в моде и наивное ситцевое в цветочек платье, отрезное по талии с юбкой-татьянкой, и смелые платья-чехлы с асимметричным кроем, и приталенные наряды в стиле милитари.

Основной тренд начала 80-х - Х-силуэт, или песочные часы, который создавался с помощью увеличения линии плеч и утягивания талии. Еще одна модная деталь кроя - вырез-лодочка, которая в сочетании с узкой талией делала линию плеч визуально шире. Юбка могла быть дополнена длинной баской, делающей талию уже, а бедра шире.

В этот период популярно и платье-рубашка с длинным рядом пуговиц, отложным воротничком и узким тканевым пояском. Носили его и как летний вариант, и зимой с высокими сапогами с широким голенищем и узким носом. Дополняли костюм шейным платком. Также невероятно популярен стал тренд платья-сафари. Бежевое или коричневое платье из джерси на пуговицах или синее платье в полоску с поясом комбинировали со светлыми водолазками, туфлями на платформе и большими солнцезащитными очками в широкой коричневой оправе.

Новые стили

В середине десятилетия в моду вошел силуэт-прямоугольник. Женщины облачились в мешковатые пальто и платья с широкой талией без ремня или пояса.

Субкультурные течения панк и гранж выразились в кожаных прямых платьях и кружевной отделке. В этот период фасоны платьев становятся и нарочито сексуальными. Очень популярно платье-труба из тонкого обтягивающего все тело материала. Это платье было очень простого кроя, обычно ультра-мини с круглым глубоким вырезом, приспущенным на одно плечо.

Юбка

В безусловном тренде была длина мини. Общество почувствовало свободу, и все, кто мог себе позволить, нарядились в мини-платья. Однако на работу или учебу носили все же миди, так в моде было платье отрезное по талии с расклешенной юбкой длиной до середины икры.

Их сочетали с высокими сапогами на каблуке. Впрочем, носили и макси - широкая длинная юбка и утянутая ремнем талия были спутниками модного платья 80-х годов. Его носили под широкое пальто с непременным длинным шарфом.

Что касается фасонов, то носили практически все - и юбку-тюльпан, и гофре, и солнце, и четырехклинки, и татьянку. Также платье могло быть с разрезами по бокам или сзади. Особенной популярностью пользовалась и юбка-годе - узкая в бедрах с сильным расширением к низу. Платья с такой юбкой носили на выход или в качестве делового костюма.

Рукава

Длина и крой рукава - это заметная акцентная деталь костюма того времени. И одним из самых популярных вариантов был рукав “летучая мышь”. Так называют особый крой, который сочетает очень широкую пройму и узкий рукав. Мода 80-х гг. сделала такой рукав пределом мечтаний всех модниц, и он прекрасно дополнял тонкие трикотажные платья-мини с высоким воротником или платья-футляры с узкой юбкой. В сочетании с широкими плечами рукав летучая мышь делал талию визуально еще тоньше и давал образу свободу вместе с изяществом. Надо сказать, что в те времена такой фасон платья отлично вписывался в любой дресс-код - и в деловой, и в повседневный, и в вечерний.

Другой вариант модного рукава платья 80-х годов в СССР - с буфами. Это широкий пышный рукав у плеча, сужающийся к низу. Длина рукава может быть разной, и короткой, и длинной. Такие буфы делали даже на форменных платьях, сшитых на заказ девушкам-старшеклассницам.

Еще одна особенность, больше характерная для платьев второй половины 80-х - это рукав, спущенный на одно плечо. Такие вольности допускали в то время уже многие, и вечерний выход молоденькой модницы с таким оголенным плечом и мини был на пике моды.

Детали

Как мы уже отметили, силуэт "песочные часы" был невероятно популярен в 80-х, причем акцент делали и на плечах, и на талии, и на бедрах. Женщины в этот предперестроечный период стали более эмансипированы, они стали получать информацию о модных трендах из-за рубежа и копировать ее в самом утрированном варианте. Так, модные платья 80-х годов были с широкими массивными плечами. Это достигалось за счет толстых подплечников и декора - цепочек, складок ткани и даже погон.

Акцент на талии делался с помощью широкого кожаного ремня, нередко контрастного цвета. А бедра могли выделить особым кроем, например, складками на юбке. Несмотря на такую гипертрофированность деталей, силуэт получался утонченным и женственным.

Вообще, в моде было все массивное и большое: если пояс, то почти корсетного типа, если воротник, то апаш, если фурнитура, то массивная и яркая. В моде были воланы и жабо, драпировки и смелое сочетание тканей. А вот романтический стиль диктовал наличие рюшей, оборок и воланов. Платье деловой женщины могло быть дополнено большим бантом на воротнике или тем же жабо. 80-х годов могли быть дополнены обилием деталей: и шнуровкой, и воланами, и драпировками. Все это делало наряды разнообразными, непохожими друг на друга и на то, что носили раньше.

Ткани

Синтетика была еще не так популярна, как в 90-е, поэтому чаще платья 80-х годов шили из натуральных тканей. Но в продаже уже появились ткани стрейч. Из них шили узкие обтягивающие платья-мини. Однако отдельно стоит отметить кримплен, синтетическую легкую и немнущуюся ткань. И хотя пик его популярности пришелся на 70-е годы, в 80-х все еще продолжали шить из него платья.

Доступными стали джерси и деним, вельвет. Из них шили платья и сарафаны. В вечерних нарядах стали использовать люрекс и пайетки, металлизированные ткани, например, глубокий серебристый цвет “мокрый асфальт”. Романтический же стиль поддерживался крепдешином и ситцем в мелкий цветочек.

Детские и подростковые платья

Отдельного упоминания заслуживают платья 80-х годов, которые носили девочки-школьницы. Несмотря на предвестники перестройки, это все же было советское время, и если студентки и молодые женщины могли позволить себе многое, то школьницы все еще носили форму.

У учениц первого-седьмого класса это было лаконичное отрезное по талии коричневое платье чуть выше колена, старшеклассницы же могли носить костюм-тройку, это стало нововведением этого десятилетия. Чтобы воочию увидеть школьные детские платья 80-х годов, достаточно посмотреть “Приключения Электроника”, “Гостью из будущего” или любую серию “Ералаша”.

В свободное время старшеклассницы носили либо простые платья с воротником стойкой и юбкой-полусолнцем, либо, при наличии возможности и связей, сшитые на заказ или купленные у фарцовщиков джинсовые и и наряды, во многом копирующие взрослые платья.

Советские идеологи сначала пытались запретить моду, потом управлять ею и закончили безуспешными попытками остановить ее. Но несмотря на осуждение, под покровом ночи подпольные модницы продолжали обрезать юбки, клешить брюки и «добывать» батнички.

Мужчинам же приглянулся плащ из синтетической ткани (капрона с водоотталкивающим составом), которую назвали «болонья». Даже неповоротливые советские чиновники умудрились наладить ее производство на ново-фоминской фабрике буквально за несколько лет. Потом к ней подключились и другие, но спрос удовлетворить так и не могли.


В конце семидесятых такие плащи стали носить и женщины. Потребность еще больше выросла, сложно было достать даже отечественную продукцию, не говоря уже об импортной.

6. Брюки-клеш



Иногда мода в советском обществе принимала характер какого-то умопомешательства. Наглядно это можно увидеть на примере расклешенных брюк. В странe они попали вместе с пластинками группы «Битлз» в конце шестидесятых. Настоящая битломания в СССР не приобрела столь же массовый характер, как на Западе, но некоторые элементы их стиля распространялись по стране с впечатляющей скоростью.


Если в капиталистическом мире мода была всего лишь легким и капризным бризом, который в любой момент мог поменять направление, то в Союзе «поветрие» продержалось десятилетия и только усиливалось со временем. Клеш носили все, в любых сочетаниях и по любому поводу. «Клешили» даже школьную форму, так что учителя, как блюстители нравственности, ходили с линейкой и проверяли, чтобы брюки не были шире считавшихся нормой 31 см.

7. Джинсы



История трендов в стране развитого социализма не может обойтись без джинсов. Собственно, по тому, как они видоизменялись, можно изучать советскую моду, по их стоимости на черном рынке – экономику, а по истории борьбы с трендом – уголовный кодекс.

Впервые джинсы заявили о себе в 1957 году на Фестивале молодежи и студентов, с которого для многих и началась оттепель. Счастливчики, побывавшие в столице в это время, просто выменивали их у иностранцев на всякую родную лабуду вроде шапок-ушанок.


Мода начала расползаться по стране, когда на экраны вышел американский фильм «Великолепная семерка». Несмотря на критику, его посмотрели почти 70 миллионов зрителей – и многие из них впервые узнали о «ковбойских брюках».

Популярность идеологически чуждых джинсов раздражала советские власти даже после того, как их стали официально импортировать из Индии и Болгарии. Но несмотря на карикатуры и разгромы на партсобраниях, весь советский период они оставались главным трендом, немного меняя форму: от клеша до «бананов».

Нашёл на сайте Fashiony весьма интересный обзор по истории советской моды 1970-х и 80-х.

1970-е годы

В 1970-годы желанными вещами модниц были сапоги-чулки, водолазка-лапша, брюки-клеш, желательно джинсовые, платья цветастых расцветок, наряды в клетку, в почете были искусственные ткани (кримплен).

Алла Пугачева

Сапоги-чулки

К середине 70-х годов длина мини завоевала ум женщин, но в отличие от 60-х годов, предпочтение отдавалось расклешенным юбкам и платьям.

К концу 70-х в моду вошли пушистые меховые шапки, не без помощи героини Барбары Брыльски из фильма «Иронии судьбы или с легким паром», а особенно были популярны шапки из лисьего меха.

Кадр из фильма "Ирония судьбы или с легким паром"

Модель Татьяна Соловьева (Михалкова)

Из показов Вячеслава Зайцева

Советские модницы выщипывали брови в ниточку, обильно красили ресницы и наносили светлую помаду с эффектом блеска.

1980-е годы

1980-е годы сопровождались ломкой стереотипов, это время было тотального дефицита, что существенно отразилось на моде. В моде был стиль унисекс, что значительно повлияло на психологию тогдашней молодежи, грубое, вызывающее поведение девушек нередко сопровождалось драками на дискотеках, и это считалось нормой поведения.

Моду 80-х годов можно охарактеризовать, как спортивный авангард, одежда прямоугольного силуэта, с широкими плечами, прослеживалась тенденция к геометризму, наряды декорируется асимметричными треугольными вставками, бесчисленными карманами, модницы носят дутые плащи, куртки, сапоги, мужчины и женщины предпочитают одежду одинакового покроя.

Показ Валентина Юдашкина

Ирина Понаровская

В начале 80-х годов на пике популярности были брюки-бананы, заканчивающиеся внизу пышной оборкой, как правило, их носили с топами.

Примерно с середины 1980-х годов в моду вошли так называемые «варенки», этот шедевр производили в домашних условиях - варили с отбеливателем, данный тренд носили все, начиная с представителей поп-групп и заканчивая обыкновенной молодежью.

В середине 1980-х вошел в моду рукав под названием «летучая мышь», помню мы не договариваясь купили с подружкой одинаковые кофты (примерно, такие как на этой картинке), и когда узнали об этом не разговаривали друг с другом неделю, впоследствии ни она, ни я, эти пресловутые кофты не носили, и это было в эпоху дефицита. В настоящее время все, наоборот, при таком богатстве выбора и цен, народ умудряется одинаково выглядеть, как с одного детдома, извините, за лирическое отступлении, итак дальше.

Головные уборы также были достаточно интересными, девушки носили «шапки-трубы», а парни вязаные «петушки».

Шапка-труба

Шапка "Петушок"

К концу 80-х годов в моде произошел существенный прорыв, я думаю русскоязычный журнал «Burda Moden» внес свои существенные коррективы, никакой унификации, пиджаки с широкими плечами заменили более женственные, кокетливо приталенные, вошли в моду юбки-тюльпаны, ажурные колготки с люрексом, широкие ремни, единственное, еще до сих пор актуальны подкладные плечики в блузах, жакетах, платьях, появились первые лосины, тогда их носили сдержанных цветов, в основном черные.

Из аксессуаров отдавали предпочтение украшениям из цветной пластмассы: клипсам, бусам, многочисленным браслетам.

В почете было занятие аэробикой, вместе с модой на аэробику пришли полосатые шерстяные гетры, которые носили не только во время занятий спортом, но и просто так.

В моду вошли бунтарские прически в виде начесов, в которых прослеживались мелированные пряди, нещадно заливаемые лаком «Прелесть», некоторые дамы отдавали предпочтение химической завивки, несомненно, на моду тех лет повлияла эпатажная певица Мадонна.

В макияже присутствует буйство красок, цветовая палитра без ограничений, яркие тени, не выщипанные брови, губная помада обязательно перламутровая, а за флакон духов «Опиум» женщины были готовы продать душу дьяволу.

Группа "Кино" и Виктор Цой

Вячеслав Бутусов

Группа "Алиса" и Константин Кинчев

Атрибутами рок-направления были кожаные куртки с заклепками, перчатки без пальцев (митенки), обилие значков, заклепок, в которую облачалась молодежь. Появились такие неформальные движения, как панки, металлисты, скинхеды.

Мода в Советском Союзе – тема, занимающая многих исследователей и историков костюма, и не меньший интерес вызывающая у обычных женщин, хранящих вырезки и выкройки из советских модных журналов.

Но если во второй половине ХХ века и можно было говорить о новых фасонах и тенденциях моды, то в послереволюционные 1910-е-1920-е годы люди в основном носили ту одежду, которую могли себе позволить. Однако, как это часто бывало, даже в тяжелые годы разрухи и безработицы женщины старались хорошо выглядеть, пуская в ход разные ухищрения…

Символы времени и курс на Запад

Октябрьская социалистическая революция, ставшая переломным моментом в истории страны, не могла не отразиться и на моде, которая после 1917 года изменилась кардинально.
В советском государстве не было места роскошным нарядам, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. В Стране Советов каждый гражданин был строителем нового общества, и думать о моде ему не пристало: главной задачей промышленной отрасли было объявлено создание удобного костюма для работников, желательно, подходящего и женщинам, и мужчинам.

После революции, Первой мировой и гражданской войн мужское население в стране сократилось, а женщины были вынуждены освоить традиционно мужские профессии – теперь они шли на флот, в милицию, в армию, а также занимались тяжелым физическим трудом. Все это повлияло и на фасоны одежды – девушки носили модели «унисекс» и заимствовали из мужского гардероба обувь, головные уборы, рубашки и брюки.
В моду вошли сшитые во время Первой мировой войны для авиационных батальонов кожаные куртки, которые и мужчины, и женщины носили с кожаными фуражками; не менее популярными стали подпоясанные ремнем гимнастерки. Мужчины надевали их с брюками, женщины - с прямыми юбками из сукна.

Модными были платья из холста, блузки из ситца и матерчатые куртки. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку – еще один символ времени, - которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира.


Фрагменты картин Георгия Ряжского «Делегатка» (1927) и Кузьмы Петрова-Водкина «Девушка в красном платке» (1925)
Советская мода 1920-х годов формировалась в условиях жесткой нехватки ткани, поэтому одной из главных задач швейной промышленности стало создание единой для всех моды.
«Взамен всех видов платья устанавливалась единообразная форма верхней русской рубашки и для мужчин и для женщин. С такой же точностью был установлен фасон женской юбки. Какие-либо отделки, складки, строчки и манжеты категорически воспрещались», - писал заведующий производственным отделом Москвошвея.
Власти послереволюционной России твердо решили избавиться от всякого наследия прошлого и от элементов России царской, в том числе всего, что касалось стиля одежды. Несмотря на это, над универсальным костюмом для советского гражданина работники швейных фабрик трудились не один год. Производителям одежды была поставлена задача: создать костюмы для пролетариата, которые должны быть не слишком узкими и приспособленными для работы.


Александр Дейнека «Текстильщицы». 1927 год
Так как других ограничений у художников не было, при работе над новой прозодеждой они пустили в ход фантазию и ушли в конструктивизм. Новые модели отличал геометричный крой и такие же рисунки на ткани. Сшитая в мастерских одежда была чем-то принципиально новым, однако привлекла внимание простых граждан, а не обеспеченных дам, по-прежнему предпочитавших одеваться согласно дореволюционной моде.
Отсюда и главный парадокс моды тех лет: работая над одеждой для рабочих, художники экспериментировали и пробовали новые ткани и рисунки, а обшивая партийную элиту, шили по старинке, исключая всякие нововведения.
В начале 1920-х годов отчетливо чувствовалось влияние западных фасонов на советскую моду. В частности, это было связано с повсеместной отменой корсета и нововведениями парижского кутюрье Поля Пуаре. Особенно прижилось в Советском Союзе платье-рубашка с низкой талией, не подчеркивающее фигуру, а, напротив, скрывающее линию талии, бедер и груди. Такой фасон был популярен все десятилетие, со временем менялась лишь длина юбки, постепенно поднимавшаяся выше колена.


В 1921 году, когда при НЭПе стал возможен частный бизнес, в страну попали не только заграничные журналы, но и привезенная с запада одежда. Столичные модницы сразу взяли на вооружение веяния мировой моды. В буржуазной среде женщины снова стали носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки.
Мужчины тоже следовали моде – популярными были фетровые шляпы и боты, костюмы из коверкота и фраки. Однако все это относилось лишь к узкому кругу обеспеченных людей, в то время как большинство граждан одевалось по-другому: прямые длинные юбки и туфли на ремешке для девушек, косоворотки, брезентовые штаны и парусиновые туфли для мужчин.


Поэт Владимир Маяковский и Лиля Брик на отдыхе в Ялте
В период НЭПа особенно сильно чувствовалось желание людей веселиться и «прожигать» жизнь – женщины пристально следили за всеми новинками и особенно за парижскими вечерними нарядами.
Популярный за границей образ женщины-вамп, укутанной мехами и украшенной бриллиантами, в Советском Союзе адаптировали актрисы, блиставшие с экранов ослепительными туалетами и драгоценностями, недоступными пролетариату.
Советские мастерицы пытались копировать одежду, привезенную из других стран, однако индивидуальные модели и одежда на заказ также была доступна очень ограниченной части населения.

Конструктивизм и парижские фасоны ушли в прошлое в конце 1920-х, а точнее, в 1928 году, когда политика НЭПа была свернута. Власти больше не намерены были терпеть проникновение западных мод на улицы советских городов, и сделали все возможное, чтобы граждане выглядели одинаково.
Фабрики отшивали грубые пальто и платья простого кроя, а последних художников-приверженцев конструктивизма подвергали жесткой критике. Александр Перелицын и Вера Муницына, возглавлявшие художественный совет организации «Союзхлопкосбыт», были одними из последних модельеров, пытавшихся в 1920-е годы привнести в фасоны и крой одежды что-то новое.


«Это очень «левые» ребята. Всякий рисунок - художественный, но простой, без выкрутас, они называют контрреволюционным… И все, что носим с вами… - все это сплошная контрреволюция. Кучка халтурщиков и пошляков, прикрываясь псевдореволюционной фразой, пачкала материю… Здесь была устроена своеобразная ситцевая трибуна, где получили возможность выступать чуждые нам люди, профанируя, вульгаризируя наше социалистическое строительство», - говорилось в одном из фельетонов в газете «Правда», окончательно определившем судьбу советского конструктивизма в моде.
Согласно сохранившимся справочникам, в 1923 году в столице работало 204 мастерские, специализировавшиеся на мужской одежде и только 32 женских ателье. Почти все известные мастерские в то время находились в центре: в Столешниковом переулке, на Петровке, Покровке, Тверской и Малой Бронной.

Родители летчика-космонавта СССР Владимира Михайловича Комарова - Ксения Игнатьевна и Михаил Яковлевич. Москва. 1925 год.
В это же время появились первые советские журналы мод. Издание «Ателье», созданное при первом советском «Ателье мод», согласно редакционному письму, ставило своей целью «деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры».
Материалы для журнала готовили самые известные художники и авторы того времени, а на страницах «Ателье», помимо эскизов и статей, можно было увидеть фотографии знаменитых актрис в дорогих нарядах, выполненных, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, из качественных тканей.

В журнале был напечатан эскиз популярного платья-бутона скульптора, художницы и модельера Веры Мухиной. Свое название наряд получил из-за драпированной юбки из белой ткани, напоминавшей лепестки цветка. Образ дополняла широкополая красная шляпа и трость.
Издание имело большой успех у читателей, а тираж его составил две тысячи экземпляров. Однако второй номер журнала уже не вышел. Содержание «Ателье» было раскритиковано журналистами другого издания - «Швейник», а в 1925 году большие изменения произошли и в самом «Ателье мод», работники которого после назначения нового руководства стали шить наряды для знаменитостей и жен чиновников.

Еще один журнал, издававшийся в 1920-х, - «Искусство одеваться», первый номер которого вышел в 1928 году и начинался со статьи Анатолия Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?». Среди рубрик журнала - «Полезные советы», «Прошлое костюма», «Курьезы мод». Читателей призывали участвовать в дискуссиях о костюме для советского рабочего, в которых подчеркивалась необходимость создавать свои, а не парижские моды.
В журнале «Домашняя портниха», также вышедшем в 1928 году, печатались выкройки и модели одежды с пояснениями. В это десятилетие появилось еще несколько изданий, среди которых «Швейная промышленность», «Модный журнал», «Четыре сезона», «Вестник моды», «Модели сезона», «Женский журнал». Большинство изданий просуществовало недолго, однако некоторые выпускались несколько лет, пользуясь неизменным успехом у читателей.


Модные девушки 20-ых
Одним из самых популярных художников по костюму, чьи эскизы публиковались в журналах, в первые годы советской власти была Надежда Ламанова, получившая признание еще в царской России.
Создававшая до революции наряды для царской семьи и бомонда и даже получившая звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», после 1917 года Ламанова вынуждена была приспособиться к новым условиям – не только сменившемуся курсу в одежде, но и недостатку тканей.
Тяжелые обстоятельства модельер смогла обратить в свою пользу: именно с ее легкой руки творческая интеллигенция стала интересоваться кустарными тканями (в начале 1920-х Ламанова экспериментировала с холщовой тканью, полотенцами изо льна, одеялами, шторами).



Так, при новой власти, продолжая работать с женами чиновников, она занялась и массовым производством одежды. В условиях послевоенной разрухи шить костюмы приходилось из грубых и дешевых материалов, что требовало от модельеров огромного терпения и изобретательности. По просьбе Ламановой тогдашний министр культуры Александр Луначарский дал добро на создание «Мастерской современного костюма».
Также она руководила творческим процессом в первом советском «Ателье мод», где работала бок о бок с другими знаменитыми художницами, и участвовала в подготовке журнала «Ателье». Наряды от Ламановой часто демонстрировала муза Владимира Маяковского и известная модница того времени Лиля Брик.

С «Ателье» сотрудничала и дизайнер Александра Экстер. Ее работы выделялись среди остальных и были легко узнаваемы – Экстер создавала костюмы, руководствуясь принципами кубизма. Одна из самых популярных ее работ – сложный костюм, сконструированный из нескольких материалов и напоминающий кимоно. Эскизы Экстер были напечатаны на обложке «Ателье», а внутри журнала можно было найти ее статью «О конструктивной одежде».
«При выборе формы одежды следует считаться с естественными пропорциями фигуры; с помощью правильного конструирования одежды можно добиться ее соответствия формам и размерам тела. Рабочая одежда должна обеспечить свободу движений, поэтому она не может быть зауженной. Одно из главных требований к такому костюму – удобство в работе» , - писала дизайнер. Для «Ателье» Экстер разработала варианты прозодежды и модные костюмы с вариациями на историческую тему. Александра Экстер в 1920-х эмигрировала во Францию.

Лиля Брик и Луэлла Краснощекова 1924
Известная художница Варвара Каринская руководила школой художественной вышивки ARS. Как и Ламановой, ателье ей помог открыть нарком просвещения Луначарский. Позже она организовала салон для столичной элиты Haute Couture, клиентами которого стали представители обеспеченной верхушки и жены нэпманов. Также в этой среде был популярен антикварный салон Каринской – там богатые дамы покупали украшения.
Варвара Каринская создала новую технологию вышивки по ткани и аппликации, благодаря которым материал напоминал живописное полотно. В 1928 году художница эмигрировала из Советского Союза, остановившись сначала в Германии, а позже перебравшись в Нью-Йорк, где стала хозяйкой самого популярного ателье. Еще одно признание таланта Каринской – премия «Оскар» за лучшие костюмы к фильму «Жанна д’Арк» 1948 года с Ингрид Бергман в главной роли.

Вестник моды (1926)







Давайте, я расскажу вам о том, что носили в СССР в 80-х годах. И, хотя моду 80-х, на мой взгляд, нельзя назвать очень женственной и утонченной, она вполне заслуживает того, чтобы быть замеченной.

Мода 80-х характерна буйством красок и, я бы сказала, агрессивностью, причем во всем - в одежде, обуви, макияже. Одежда силуэта перевернутый треугольник, с широкими плечами, широкие ремни и пояса, завязанные на талии, наряды декорируется асимметричными треугольными вставками, бесчисленными карманами, рукавами «летучая мышь», вырез горловины - лодочка.

Но в этом посте я бы хотела рассказать не об общих тенденциях в одежде 80-х, а о культовых вещах 80-х в СССР.
Яркие брюки - бананы широченные вверху, со складками или сборками у пояса и зауженные книзу. Они были или однотонные (розовые, неоновое, желтые, салатовые), или разноцветные (в цветочек, горошек, различными разводами). В магазине таких вещей не было, поэтому часто приходилось шить. В магазине тканей покупался тик - ткань для пошива наперников на подушки, достаточно прочная, в основном розового, голубого или салатового цвета, обычно имеющаяся в наличии, и из него шились такие брюки.


Комбинезоны.

Одежда с рукавами «летучая мышь». Такой фасон рукава был очень популярен в те годы.

Где-то с середины 80-х писком моды стали джинсы-варенки . Безусловно, в широкой продаже их не было. Вареные джинсы можно было достать у фарцовщиков, но это стоило больших денег, и не все могли себе это позволить.

Поэтому, при существовавшем в конце 80-х дефиците на вещи было изобретено несколько способов превращения обычных джинсов (или, как они назывались псевдоджинсы - джинсы, произведенные в странах социалистического содружества: «RULA» (Болгария), «Тверь» (СССР), «Gold Foх» (ГДР) или в Индии) в вареные.

Чтобы псевдоджинсы стали похожи на модную «варенку», их кипятили с отбеливателем, связывая узлами для придания ткани характерного узора, варили с содой и хлоркой, после чего стирали в стиральной машине вместе с камнями или же катались (по джинсам прокатывался специальный валик, смоченный в "Белизне" и получались разводы - получалась "катаная" варенка).

Позже появились джинсы-«мальвины» - индийские «варенки», которые не надо уже было делать самостоятельно.

Очень модной вещью в 80-е были широкие ремни . Ремень мог быть из кожи (кожзама), или на резиновой основе, одевался на платья, блузки, свитера, юбки.

Зимой пределом мечтаний были дутые куртки . Куртка дутик (дутая) - стеганая куртка из капрона (капрон тонкий и мягкий, почти не шуршит) с утеплителем, застежки молния + кнопки, цвета яркие, от сиреневых до ярко желтых тонов, форма как будто накачанная воздухом, напоминает костюм горнолыжника. В советском Союзе появились в 1984 году, производство в основном было финское, бывали и более «западные» экземпляры - японские .

Женские головные уборы «труба» или «чулок» . Такие трубы-чулки вязались самостоятельно круговой вязкой на четырех спицах, и совмещали в себе сразу и шапку и шарф.


А некоторые вязали просто повязку на голову .

Кстати, и такие пальто тоже были очень популярны.

Ближе к концу 80-х появилась такая культовая вещь, как джинсы-пирамиды . Особенно желанными были такие джинсы светло-голубого цвета. Они были объемными сверху и зауженными книзу и подворачивались внизу манжетом. На закате СССР в легендарных светлых джинсах с верблюдом на заднем кармане «рассекали» буквально все.


Цветные колготки и колготки в сеточку.


Загрузка...
Top