Когда лучше ребенка приучать к режиму. Режим дня новорожденного ребенка в первый месяц жизни. Преимущества поддержания режима и исключения

Вопрос о том, когда и как приучать ребенка к режиму, неизбежно встает перед молодыми родителями. Разработать режим дня грудного младенца – значит составить распорядок кормления, сна, купания и прогулок, способствующий нормальному физическому и умственному развитию ребенка. Важно, чтобы заданный ритм был удобен как малышу, так и всем членам семьи.

Когда можно начинать приучать ребенка к режиму

Многие родители торопятся приучить грудничка к режиму сна как можно раньше. Но в первый месяц после рождения детский организм только адаптируется к жизни в новых для него условиях, испытывая при этом стресс. Поэтому в первое время следует просто понаблюдать за новорожденным: как долго он может проспать без перерыва, как часто просит есть, что его возбуждает, а что действует успокаивающе. Чтобы наладить оптимальный режим дня в будущем, на начальном этапе стоит полностью подстроиться под естественные потребности малыша.

Полезно записывать свои наблюдения за тем, как младенец спит и ест, отмечая время. Эти данные помогут выявить ритм его жизни и послужат основой для построения распорядка его дня в будущем.

Начиная с двухмесячного возраста можно постепенно приучить новорожденного к режиму, основываясь на каких-то его уже устоявшихся привычках. Чтобы этот процесс прошел успешно и безболезненно для всех участников, следует придерживаться нескольких рекомендаций:

  • соблюдать последовательность и пунктуальность во всем, что касается малыша;
  • обеспечить ребенку спокойную обстановку: исключить громкую музыку, не смотреть телевизор в детской комнате;
  • воздержаться в первые месяцы от гостей: появление новых людей может вызывать у крохи беспокойство;
  • не допускать конфликтных ситуаций в семье.

Преимущества поддержания режима и исключения

У ребенка потребности в пище, игре и отдыхе сменяют друг друга через определенные промежутки времени. Правильно налаженный режим дня помогает малышу:

  • привыкнуть отличать день от ночи - это умение оценят, прежде всего, его родители, особенно если новорожденный находится на грудном вскармливании и отец не может ночью подменить кормящую маму, чтобы дать ребенку бутылочку со смесью;
  • избегать переутомления - маленький организм на уровне рефлексов будет знать, чего ожидать после тех или иных действий и процедур, что снизит затраты энергии и времени на переход к новому виду деятельности;
  • гармонично развиваться умственно и физически - правильно выстроенная последовательность сменяющих друг друга периодов отдыха и активности способствует наиболее эффективному распределению ресурсов организма.

Так же как и взрослый человек, ребенок может утомиться раньше обычного или, наоборот, перевозбудиться. В таких случаях нельзя требовать от него жесткого следования режиму - не давать засыпать до определенного времени или пытаться укачать, чтобы он уснул, несмотря на желание поиграть. Подобная тактика не принесет радости ни малышу, ни его родителям.

Учитывая, что ребенок развивается очень быстро, установить четкий режим раз и навсегда не удастся: за первый год жизни его придется поменять несколько раз. Необходимо чутко реагировать на изменения потребностей младенца и корректировать распорядок дня, придерживаясь при этом своевременного соблюдения основных ритуалов.

Важность ритуалов в распорядке дня ребенка

В качестве опорных точек в режиме дня новорожденного ребенка вплоть до годовалого возраста могут выступать такие виды активности, как:

  • купание;
  • гимнастика;
  • массаж;
  • прогулки;
  • игры.

Что касается первичных потребностей организма - еды и сна - необходимо больше прислушиваться к желаниям ребенка, не стремясь строго следовать расписанию. Это не значит, что кормление и отдых должны быть совершенно бессистемными - их можно и нужно организовать. Если они удачно вписаны в последовательность других действий и процедур, то и исключений из режима будет мало, и восстановить привычный ритм после них будет несложно.

Кормление

В зависимости от того, на искусственном вскармливании малыш или на ГВ, он может получать пищу с разной периодичностью и в разных количествах: смесь легко отмерить, но трудно каждый раз готовить по требованию, а материнское молоко всегда готово к употреблению, но измерить, сколько малыш выпил, очень сложно. В обоих случаях легко предсказать, когда ребенок проголодается, если помнить, что повышению аппетита способствуют:

  • игровая, развивающая деятельность, во время которой дети тратят много энергии на обработку информации, поступающей извне;
  • гимнастика и массаж, способствующие ускорению обмена веществ;
  • водные процедуры, которые подразумевают как физическую активность, так и элементы игры.

Оптимальный перерыв между кормлениями новорожденного ребенка в первые 1-2 месяца жизни составляет 2–2,5 часа. С течением времени этот промежуток постепенно растет. Увеличивать время между приемами пищи до 4 часов нужно начиная с 3-4 месяцев.

Хороший аппетит – признак правильно выстроенного режима. Если малыш стал плохо есть, следует озаботиться состоянием его здоровья.

Сон

Вторая важнейшая составляющая детского режима - сон. Чтобы выработать устраивающую всех систему дневного и ночного отдыха, необходимо помнить следующее.

  • В течение всего дня, и особенно перед сном, комнату, в которой стоит детская кроватка, нужно хорошо проветривать.
  • Днем сон не должен сопровождаться полной тишиной и темнотой - неяркий свет и умеренный шум помогут малышу различать время суток. Идеально дневной сон сочетается с прогулкой на свежем воздухе при условии хорошей погоды.
  • Ежевечернее купание и следующее за ним кормление настроят малыша на продолжительный ночной отдых.

Чем старше становится ребенок, там более длительными оказываются периоды его бодрствования. Общая продолжительность сна в сутки меняется так:

  • в 1 месяц – до 20 часов;
  • в 2 месяца – 17–18 часов;
  • от 3 месяцев до полугода – 15–16 часов;
  • с 6 месяцев до года – 14–15 часов.

Соответственно, постепенно младенец начинает спать все реже:

  • в первый месяц - 5–6 раз за сутки;
  • в полгода - 3–4 раза;
  • в годовалом возрасте - до 1–2 раз.

Качество сна малыша во многом зависит от того, какие эмоции он испытывал во время бодрствования, а то, как он выспался, в свою очередь, напрямую влияет на его настроение. Выверенный и удобный режим помогает не только упорядочить жизнь младенца, но и делает его более уравновешенным и жизнерадостным.

Режим дня оказывает влияние на самочувствие, развитие и настроение малыша. Как приучить новорожденного к режиму? Сколько должен спать, гулять и есть маленький ребенок? Все о первых месяцах жизни вашего малыша вы узнаете в этой статье.

Как приучить ребенка к режиму?

Зачем новорожденному режим дня?

Соблюдая режим дня, вы вырабатываете у ребенка условные рефлексы. Они очень важны, поскольку жизнь малыша в первые месяцы построена только на них. Кроха учится автономному существованию, и соблюдение последовательности повседневных дел дает ему чувство безопасности.

Как лучше приучить месячного ребенка к режиму, не посоветует ни один врач, мама должна сама найти подход к ребенку. Придерживаясь распорядка, мама сможет планировать и свой день. С расписанием легко выбрать время для прогулки, приготовления ужина или отдыха и вырастить здорового малыша.

Помните, распорядок должен быть удобен не только маме, но и малышу.

Как приучить ребенка к режиму дня?

Так как приучить ребенка к режиму бывает сложно, начинайте постепенно устанавливать временные рамки для малыша. Учитывайте его настроение и состояние здоровья. Приобщение ребенка к режиму должны быть постепенным. Не переживайте, если первое время у вас не будет получаться, ребенку понадобится несколько недель для привыкания. Что должен делать новорожденный ребенок:

Спать по 2 часа 4 раза в сутки. Продолжительность ночного сна должна составлять примерно 6 часов;

Есть каждые 3−3,5 часа (6 раз в сутки);

Гулять каждый день, желательно по 2 раза. Малыши легко могут перепутать время суток. Поэтому родители должны показать отличия ночного и дневного сна. Когда ребенок засыпает днем, легкий свет и звуковой фон не помешают, а укладывая его на ночь, необходимо обеспечить полный покой.

Е.Н. Корнеева «Эти загадочные малыши»
(100 ответов на родительские «почему»).
Ярославль, «Академия развития», 1999.

Приучение ребенка к режиму - это не просто формирование привычки вовремя ложиться и вовремя вставать, кушать и гулять по часам.

Приучение ребенка к условиям детского сада

Попробуем разобраться в ней вместе. На каждые сто детей приходится два-три случая длительной или полной дезадаптации ребятишек к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, просидевшие длительное время дома с мамой или бабушкой.

Мой сын так и не смог привыкнуть к детскому саду. Туда отправляешь со слезами, приходишь забирать, говорят, он с 11 часов лежит в кроватке, ни с кем не играет, кушать отказывается. Три недели промучались, так и сняли. Сколько же можно ребенку нервы трепать? Пришлось свекрови с работы уходить, чтобы с ним сидеть.

В группе у меня есть одна девочка, умненькая такая, рассуждает как взрослая. А что делать с ней, не знаю. Сидит целыми днями у окна и только всех спрашивает: «А когда за мной мама придет?» Сядешь с ней, почитаешь, книжки посмотришь, вроде успокаивается на какое-то время. А потом опять за свое. Но я ведь не могу только ей одной заниматься, у меня другие, дети в группе брошены.

Лучший момент для успешного и скорейшего привыкания ребенка к режиму пребывания в детском саду - это возраст в два-три года. На этот период приходится кризис раннего детства, обычно именуемый психологами кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое Я, тянутся к самостоятельности, относительной автономности существования. Именно в это время детсадовский режим жизни может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде.

Наименее благоприятный период - это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. Здесь развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой приватности (возможности побыть наедине с собой или близким человеком, хорошо чувствующим его настроение, знающим его потребности, желания и привычки), может привести к неприятным последствиям.

Погружение в атмосферу детсадовской общности воспринимается как насилие над личностью, утрата собственной индивидуальности. Тяжелые переживания влекут за собой появление протестных форм поведения: истерик, капризов, непрестанного нытья по выходным, а иногда и соматических расстройств - повышения температуры, появления болей в животе и жидкого стула, обострения хронических заболеваний.

Дети прибегают к манипулированию, проливают горючие слезы, ластятся к родителям, требуя возврата к прежней вольготной жизни дома. Ребенок как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос, кто кого, решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если не помогает, тогда в ход идут слезы и истерики, не действуют и они, остается еще одно средство - болезнь. Если после выздоровления малыша намерения родителей относительно его остаются непоколебимыми и они опять собираются водить ребенка в садик, наступает рецидив.

Облегчить процесс ломки взрослые могут двумя путями. Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет - посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-либо положительного для себя в этой ситуации и скорейшую адаптацию. Главная трудность здесь - выдержать характер и не поддаться на провокации малыша. Второй путь заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада и работающим персоналом о необходимой длительности вашего пребывания в саду.

Вы должны будете находиться в группе столько времени, сколько потребуется для того, чтобы ребенок окончательно освоился и научился обходиться без вашей помощи и поддержки. Может потребоваться неделя, месяц, а то и больше, но зато потом вы станете совершенно спокойно оставлять своего ребенка в саду.

Либеральные же действия лишь усугубляют ситуацию ломки. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая душераздирающие вопли своего ребенка или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребывания дома, прибегнуть к приему сокращения времени нахождения ребенка в группе с другими ребятами до полутора-двух часов в день, то ситуация станет еще более тяжелой для вас, для ребенка и для воспитательного персонала детского сада.

Поэтому если вопрос о необходимости отдать ребенка в сад решен окончательно, то не стоит дожидаться момента, когда малыш подрастет и станет самостоятельным. Учиться кушать, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку не обязательно дома. Не тратьте свои усилия на муштру и наставления. Лучше потратьте время своего дополнительного отпуска по уходу за малышом на более полезные и актуальные вещи. Если вы не станете бояться разлуки с ребенком, то скорее всего и он легче перенесет ее. Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к вам.

Скорее наоборот, пребывание в детском саду усиливает любовь детей к дому и родителям.

Теперь поговорим немного об организации подъемов и отбоев

Родители часто беспокоятся о том, как поднять ребенка рано утром. Ведь в домашних условиях многие дошкольники бодрствуют до 11-12 часов и ложатся отдыхать вместе с взрослыми членами семьи. Подъем их также не регламентирован и происходит у кого в 10 утра, а у кого и ближе к обеду. Переход к новому режиму поэтому начинается с попыток уложить таких детишек в кровать чуть ли не в 8 часов вечера. Даже если это удается, то сон не наступает и родители вынуждены провести несколько малоприятных часов у постели своей крошки, изводя ее просьбами поскорее закрыть глазки и спать.

Организм маленьких детей достаточно пластичен. Перестройка ритмов сна и бодрствования происходит за два-три дня. Поэтому стоит только поднять малыша в нужное время, и он восполнит возникший дефицит более продолжительным дневным сном и ранним отбоем. Тогда режим засыпания и просыпания будет без уговоров и насилия, а исходя из потребности организма. Уже через неделю вам не придется тратить много времени и сил, чтобы собрать свое чадо в сад. А чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включайте бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой - медвежонком, котиком или мартышкой.

То же касается и нелюбимых блюд

Первое время можно давать малышу с собой яблоко или морковку. Если, отказавшись от нелюбимого кушанья, он проголодается, то сможет съесть этот запас. Только не давайте ему шоколад, конфеты и печенье. Наевшись сладкого, ребенок вряд ли будет с аппетитом есть даже любимые блюда. Да и другие ребята станут смотреть на него с завистью. Впоследствии же дети привыкают к употреблению непривычной пищи и за компанию съедают все, даже то, что дома не едят.

Несколько советов по приучению детей к режиму от доктора Комаровского

Записывайте режим вашего малыша. Для начала неплохо было бы купить блокнот, в который вы будете записывать ежедневный график вашего ребенка. Это поможет вам определить, работает ли ваш новый режим.

  • На первой странице блокнота нарисуйте простую таблицу со следующими столбцами: время, деятельность, примечание. Записывайте каждое крупное повседневное действие в течение дня, каждый день недели. Например: 6:00: ребенок проснулся, 9:00: ребенок поел, 11:00: ребенок уснул и т.д.
  • Вместо этого, вы можете записывать режим своего ребенка в электронных таблицах на компьютере или использовать онлайн-трекер, например, Trixie Tracker или любой другой.

Составьте расписание согласно биоритмам вашего ребенка. Постарайтесь выяснить, есть ли закономерность в текущем режиме сна и питания вашего ребенка.

  • Если вы заметили, что ребенку нужно заменить подгузник или он становится капризным в определенное время суток, вы можете включить это в свой график.
  • Это поможет составить новый график и спланировать свой день согласно потребностям вашего малыша.
  • Ребенок, который хорошо выспался и не голоден будет гораздо счастливее и будет готов играть, обниматься и узнавать новое.
  • Постарайтесь установить время пробуждения. Младенцы обычно спят много в течение дня. В течение первых нескольких недель они должны спать16 часов в день.

    • Поскольку сон является основным видом деятельности для новорожденных, необходимо ввести некоторый порядок в эту «спящую деятельность», чтобы они не просыпались посреди ночи.
  • Первое, что нужно сделать, это установить время пробуждения. Хотя это может быть сложно, вы должны будить ребенка в одно и то же время каждый день. Если он, как правило, просыпается раньше предпочтительного времени пробуждения, вам придется скорректировать график сна, чтобы он засыпал позже.

    Кормите, заменяйте подгузники и играйте с ребенком. Как только ребенок проснулся, замените подгузники и оденьте малыша. Затем возьмите его к себе и покормите. Не важно, кормите ли вы малыша грудью или смесью, ваш ребенок нуждается в близости.

    • После кормления поиграйте с ребенком. Поговорите с ним, спойте ему песенку, обнимите его. Он будет наслаждаться вашим запахом, голосом и близостью.
    • После этого положите ребенка в кроватку, пусть он поспит. Делайте это, как только заметите признаки усталости, например, ваш малыш зевает, раздражен, плачет, потирает носик.
  • Пусть ребенок поспит 2-3 часа. Вероятно, что малыш проснется сам через 2-3 часа. Если он не просыпается, нужно разбудить его. Ребенок, который спит слишком много, не ест достаточно в течение дня; это может привести к обезвоживанию и потере веса.

  • Повторяйте этот цикл в течение всего дня. Вы можете повторять вышеупомянутый цикл в течение всего дня, за исключением того, что покормите ребенка, прежде чем заменять подгузники и играть. Многие дети снимают пеленку во время еды. Таким образом, вам не придется пеленать малыша дважды. Итак:

    • Разбудите малыша
    • Покормите
    • Замените подгузник, поиграйте с ребенком некоторое время, поговорите с ним, спойте песенку, потискайте его.
    • Положите ребенка спать.
  • Различайте дневной и ночной сон. Для того, чтобы приучить ребенка к режиму, важно различать ночной и дневной сон.

    • Вы можете сделать это, укладывая ребенка спать в комнате с ярким освещением в течение дня и в темной комнате в ночное время. Если уложить малыша спать днем в темной комнате, вы просто запутаете его и весь режим нарушится.
    • Кроме того, не бойтесь шуметь, когда ребенок спит в течение дня - он должен привыкнуть к этому. Оставьте радио включенным, пылесосьте и говорите как обычно.
  • Кормите ребенка, когда он голоден. Важно отметить, что вы всегда должны кормить ребенка, когда он голоден, даже если это не вписывается в ваш график.

    • Несправедливо оставлять новорожденного голодным только потому, что сейчас не время кормления согласно режиму.
    • Признаки того, что ваш ребенок голоден, - он плачет и сосет руку.
  • Загрузка...
    Top